Cooperative Science and Education
Кооперативная наука и просвещение

Воскресенье, 27.05.2018, 04:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Электронная учебная фирма как инновационный метод обучения студентов университетского комплекса

Начало XXI века характеризуется трансформацией социально-экономической системы России в информационное общество. Информационные технологии кардинально изменили условия деятельности предприятий. По нашему мнению, можно выделить следующие предпосылки необходимости внедрения инновационных методов обучения:
Современное развитие предприятий характеризуется внедрением информационных технологий в бизнес-процессы. В состав корпоративной информационной системы современного предприятия входят программы ведения бухгалтерского учета, электронного документооборота, учета персонала, системы управления взаимодействием с клиентами – CRM–системы  (Customer Relationship Management System), система автоматизации учёта и управления управление предприятием – EPR–системы (Enterprise Resource Planning System). Работа на современном предприятии требует специальной подготовки по работе с современным информационными системами предприятия.
Внедрение информационных технологий в жизнь молодежи, практически сформировало новое поколение, названное «сетевым поколением». Молодые люди все более активно используют информационные технологии для проведения досуга, общения, обучения и заработка.
Модернизация образовательной среды высшего и среднего профессионального образования, и в рамках которой можно выделить следующие основные изменения.
Переход на международную двухуровневую систему высшего образования (с присвоением квалификации бакалавр и магистр), а так же сокращение срока получения высшего образования по программе бакалавр до четырех лет, что, по сравнению с отечественной системой подготовки специалистов в течение пяти и более лет, требует повышения практической подготовки выпускников-бакалавров.   Новые образовательные стандарты (стандарты третьего поколения) предполагают большую свободу и самостоятельность вузов. Так при подготовке бакалавров вуз имеет право формировать не менее половины содержания образовательной программы, а при подготовке магистров - не менее 70%. Кроме того, при разработке нового поколения стандартов высшего профессионального образования предусмотрено обязательное участие работодателей. Идеология «передачи знаний» в новых условиях должна смениться идеологией формирования компетенций (навыков коммуникации, поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и проч.), то есть результатом образования должен стать не перечень учебных предметов и число часов, а достижения уровня самостоятельного оперирования знаниями.
Появление и развитие университетских комплексов, в рамках которых происходит объединение образовательных учреждений разных уровней, научных организаций и инновационных предприятий. Деятельность университетских комплексов создает условия для непрерывного образования  – основного условия трудовой деятельности в XXI веке.
Принятие в 2009 году федерального закона о малых инновационных предприятиях при высших учебных заведениях и научных институтах, призванного способствовать внедрению инновационных разработок  и созданию новых рабочих мест для студентов и сотрудников вузов.
В сложившихся условиях, по нашему мнению, появление учебных фирм – это требование инновационной экономики по опережающему обучению, так как необходимо ликвидировать разрыв между запросами рынка труда и работодателей с одной стороны и программами подготовки специалистов – с другой. Создание новых форм деятельности учебных фирм, по нашему мнению, должно быть основано на отечественном и зарубежном опыте учебно-практической подготовки специалистов, в рамках которого можно выделить следующие организационные модели:
Модель завода-втуза в СССР, в рамках которой было организовано обучения специалистов с высшим техническим образованием путем совмещения теоретической и практической подготовки было организовано на заводах-втузах, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий для подготовки инженеров из числа работников данного и других близких по профилю предприятий. Теоретическая подготовка студентов гарантировалась высокой квалификацией педагогических кадров и государственными стандартами преподавания фундаментальных и специальных дисциплин, а производственное обучение включало предоставление студентам штатной должности на заводе и заработной платы, специальной стипендии, учетом трудового стажа, льготы заводских работников.
Модель корпоративного универ¬ситета в США. Преимущества этой модели проявляются в возможности для университета в максимальной сте-пени приближения своих образовательных программ к практической деятельности конкретного предпри¬ятия, в более целенаправленной подготовке будущих специалистов.
Модель «учебной фирмы», которая получила распространение в Австрии и в Германии в 1990-х гг. В этих странах учебные фирмы были постепенно интегрированы во все уровни образовательного процесса: в среднем и высшем профессиональном образовании, в учреждениях по переобучению персонала. В дальнейшем эта методика обучения стала распространяться и в других странах. Возникла Европейская сеть учебных фирм Европен. Сейчас в этой сети уже около 4 тысяч учебных фирм из 36 стран. Развитие средств связи и телекоммуникаций позволяет связать учебные фирмы разных стран и континентов в одну виртуальную сеть. Это открывает большие возможности для обучения международному бизнесу.
Образовательная технология «Электронная учебная фирма» является одной из активных форм обучения, которая позволяет воспитывать предпринимательскую активность во время практических занятий и самостоятельной подготовки по экономическим дисциплинам. Основой технологии является моделирование бизнес-процессов с помощью реально действующих корпоративных информационных систем. Для организации электронной учебной фирмы необходимо создать сайт в сети интернет, который интегрирован с программами ведения бухгалтерского учета, электронного документооборота, управления взаимодействием с клиентами. Кроме того для взаимодействия студентов в рамках электронной учебной фирмы необходимо применять электронную почту, службу мгновенного обмена сообщениями, IP-телефонию. Участвующие в учебном процессе студенты будут выполнять должностные обязанности сотрудников различных подразделений учебной фирмы. Преподаватели готовят сценарий деловой игры, проводимой в рамках электронной учебной фирмы, а так же разрабатывают начальные условия деятельности учебной фирмы, и  на основе конкретных бизнес-кейсов формируют бизнес среду в учебной деятельности.
Можно выделить два основных уровня обучения в системе учебной фирмы:
Имитационно-игровой уровень, в рамках которого проводится обучение с использованием технологий имитации предпринимательской деятельности и деловых игр.
Практический уровень, в рамках которого происходит реальная профессиональная деятельность на предприятии. Данный этап может сочетаться с прохождением производственной практики и стажировки на предприятии-партнере учебной фирмы.
По нашему мнению, можно выделить следующие преимущества применения учебной фирмы:
1) передача теоретических знаний и практических навыков экономических специальностей осуществляется методом «learning by doing» («обучение через деятельность»);
2) знания и навыки формируются и постоянно адаптируются в соответствии со спросом на рынке труда и условиями действительности;
3) студенты осваивают корпоративные информационные системы, что способствует более быстрой адаптации на рабочем месте;
4) в учебных фирмах студенты развивают социальные навыки - самосознание, самоуверенность, работа в коллективе, самостоятельность;
5) в учебных фирмах происходит профессиональная адаптация студентов к будущим условиям трудовой деятельности, освоение традиций, норм и стандартов профессиональной деятельности.
На наш взгляд концепция электронной учебной фирмы может иметь один серьезный недостаток — отсутствие реальной деятельности. Однако одним из путей устранения этого недостатка может быть сотрудничество с реальной фирмой-партнером в рамках университетского комплекса, которое взаимовыгодно для обеих сторон. Формы сотрудничества, на наш взгляд, могут быть разнообразны.
Реальная фирма-партнер может оказывать помощь студентам по следующим направлениям:
помочь создать условия реальной деловой среды, путем передачи информации о товарах и услугах, деловых партнерах, основных производственных и бизнес-процессах, состоянии рынка;   
давать советы и консультации по организации учебного процесса;
предоставлять образцы документов, каталоги, рекламные материалы;
помогать в составлении должностных инструкций, указаний по организации работы, содействовать организации документооборота;
предоставить техническую базу для моделирования бизнес-процессов.
Учебная фирма, в свою очередь, тоже может помогать реальной фирме, например:
студенты могут участвовать во внедрении и тестировании программ для автоматизации деятельности реальной фирмы-партнера;
 студенты могут стать резервом кадров (реальная фирма сможет выбрать лучших студентов для будущей работы в ней);
участвовать в повышении квалификации персонала в области внутрифирменной подготовки кадров, если сотрудники фирмы-партнера привлекаются к образовательному процессу.
И в заключении хотелось бы сказать, что технология электронной учебной фирмы представляет собой объединение трех заинтересованных сторон: студента, образовательного учреждения и реального бизнеса. Такая образовательная технология соответствует рыночной среде и способствует приобретению профессиональных компетенций в рамках приобретаемой специальности.

Университетский комплекс – форма инновационного развития образовательных учреждений. Сборник научных трудов по результатам IV всероссийской научно-практической конференции 18 июня 2010 г.  Изд-во СПбГУСЭ, 2010 – 387 с. С 348 – 352 ISBN 978-5-228-00374-3

Категория: Мои статьи | Добавил: arin (18.02.2018) | Автор: Курлаева С. О.
Просмотров: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Поиск