Cooperative Science and Education
Кооперативная наука и просвещение

Четверг, 15.11.2018, 09:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные формы занятости на рынке труда

Глобализация создает условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на глобальном экономическом пространстве, а так же для перехода к постиндустриальному обществу и экономике услуг. Сектор услуг, понимаемый в широком смысле - производственные услуги и услуги населению, прежде всего, высокотехнологичные услуги, может обеспечить значительный прирост занятости, как в настоящее время, так и в будущем. Производство услуг может стать «локомотивом» экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности. Информационные и телекоммуникационные технологии позволяют увеличить «обменный потенциал» услуг, который в прошлом был весьма ограничен и, таким образом, расширить рынок услуг, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Правда, их труднее воспринимать, потому что они связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура, разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифровую и текстовую информацию, но так же изображение и звук (мультимедиа). Это раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, почтовую связь и т. д. [1]
Переход к постиндустриальному обществу и экономике услуг противопоставил понятия стандартной и нестандартной занятости. Стандартной считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации, под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой «стандарт» в разной степени закреплен законодательно. Остальные формы занятости (и трудовых отношений), которые отличаются от описанной выше, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные. Стандартная занятость получила распространение в конце XIX в. в условиях развития индустриальной экономики. В итоге стандартная занятость доминировала во всех индустриальных государствах в течение большей части прошлого столетия.
В индустриальной экономике была распространена коллективная организация труда, организованная вокруг иерархической вертикали и связанная с крупномасштабным производством, то в настоящее время получает распространение индивидуальный труд, расширяется степень сетевой децентрализации рабочих мест. Сотрудники получают индивидуальные задания и обязанности в связи с конфигурацией сетевой организации работы, что делает трудовые отношения более индивидуальными, ставя их в зависимость от потенциального вклада, накопленного мастерства и развитых способностей. Во многих  странах в последнее время наметилась тенденция к большей индивидуализации в области политики занятости.
Интеграция России в мировую экономику, подтолкнула к развитию новых форм труда и занятости. В современных условиях необходима адаптация экономически активного населения к новым реалиям создаваемой рыночной экономики. Под влиянием происходящих перемен, преобразующих труд самыми различными способами, в сфере занятости шла широкая диверсификация (разнообразие) моделей трудоустройства. Повсеместно стали получать распространение нестандартные формы занятости.
Существует большое количество моделей нестандартной занятости, однако можно выделить несколько распространенных видов нестандартной занятости [3]:
• Передача функций на субподряд другим компаниям - иногда работа продолжает выполняться на территории предприятия, иногда ее начинают выполнять в другом месте (к этой схеме относятся все «подрядные» отношения, «аутсорсинг» и «оффшоринг»).
• Наем работников через агентства занятости - посредников на рынке труда (т.н. «заемный труд», «аутстафинг» или «лизинг персонала»).
• Прямой наем по временным контрактам: для выполнения конкретного задания или на конкретный срок.
• Персональные подрядные (гражданско-правовые) контракты - «фриланс», «удаленная занятость», «псевдо частное предпринимательство», «контрактная работа».
• Испытательные срок.
• Периоды обучения или стажировки.
• Поденная работа или работа по вызову.
• «Гибкий график» или «банк часов».
• Работа на дому.
По нашему мнению, можно выделить следующие инновационные формы занятости на рынке труда:
Телеработа или дистанционная работа. Термины «телекомьютинг» (telecommuting) и «телеработа» (telework) были введены в научный оборот еще в 1973 году Джеком Ниллесом [2]. Телеработа представляет собой часть процесса децентрализации служебной деятельности во времени и пространстве. Несмотря на все сложности, связанные с внедрением подобного новшества, компаниям оно может дать не только организационные, но и экономические преимущества. Многие успешные эксперименты, проведенные в разных странах мира, подтвердили, что дистанционная работа не только означает возможность трудиться дома, она способствует обеспечению более гибкого подхода к выполнению работником своих функций, оптимизируя соотношение рабочего времени и времени, затрачиваемого на поездки на работу. Молодые профессионалы новой сферы услуг нередко предпочитают такую форму занятости и работу неполный рабочий день, чтобы вести независимый образ жизни, далекий от стандартов корпоративной бюрократии. Распространение надомной работы требует достижения согласия между работниками и работодателями и пересмотра трудовых отношений [1].
Мобильные сотрудники – форма занятости с использованием мобильной связи, высокоскоростного мобильного интернета и гаджетов. Мобильный сотрудник может быстро выйдет на контакт с руководством фирмы, получить подробную информацию из корпоративных приложений, электронной почты и интернета. Мобильный сотрудник может работать из дома, находясь на деловой встрече, в командировке, в любой части офиса. Высокий уровень мобильности может повысить эффективность решения задач. Подтверждают это и аналитики: в списке "10 наиболее стратегических значимых технологий" Gartner за 2011 год мобильные устройства и планшеты заняли второе место, при том, что в перечне прошлого года они не упоминались вовсе.
Для современного бизнеса это открывает небывало широкие горизонты в построении корпоративной структуры и распределении обязанностей и ресурсов [4].
Разделение работ или деление рабочего места (Job sharing)  - модель гибкого рабочего времени, при которой двое или более сотрудников по взаимной добровольной договоренности делят между собой рабочее место, занятое в итоге полное рабочее время и под общую ответственность осуществляют разделение рабочего времени, рабочих обязанностей, оплаты и социальных услуг.
Коворкинг (англ. co-working, совместно работающие) — это модель организации труда, в которой участники, оставаясь формально независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. Необходимо отметить, что коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса.
Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. В середине октября 2011 Сбербанк РФ объявил, что намерен использовать для управления технологию под названием "краудсорсинг". К краудсорсинговому проекту по решению задач Сбербанка присоединилась почти сотня тысяч человек, а глава банка Герман Греф заявил, что краудсорсинг перевернет методы управления в 21 веке [5].

Литература

1. Ашмаров И. А. Модернизация рынка труда в системе инновационного развития России// Электронный ресурс URL http://wwconf.ru/razvitrussia/64-section-1/88-ashmarov (дата обращения: 19.03.2012)
2. Алимова Н. К. Развитие нетипичных видов занятости для устойчивого инновационного развития страны. // Электронное научное издание  «Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика» вып. 2 (7), 2011, URL: http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2011/12/8-Alimova.pdf (дата обращения: 19.03.2012)
 3. Что такое «нестандартная занятость»?// Свободный профсоюз. Независимый журнал. №2 (2) 2007. Стр. 16-23
4. Евгений Смирнов. Будущее компаний за мобильными сотрудниками//15.11.11, Электронный ресурс URL: http://telecomb2b.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/11/15/464694_1 (дата обращения: 19.03.2012)
5. Коллективный разум. Что такое краудсорсинг и зачем он нужен? // 09.11.2011 Электронный ресурс URL: http://lenta.ru/articles/2011/10/31/crowdsourcing/ (дата обращения: 19.03.2012)


Молодежь и наука XXI века : экономика и управление в сфере услуг: сб. науч. ст. по итогам I Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, 23 апр.-26 апр. 2012 г./ С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики; ред. А. Д. Викторов [и др.]. Т. 1 СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012 – 315 с. С. 115 – 118 ISBN 978-5-228-00556-3

 

Категория: Мои статьи | Добавил: arin (18.02.2018)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Поиск