Составной частью рыночных преобразований 1990-х годов, является появление и устойчивое развитие потребительских кооперативов в Российской Федерации. Новый импульс развития потребительская кооперация получила после принятия в 2000-х годах новых федеральных законов, регулирующих деятельность различных видов потребительских кооперативов.
Увеличение количества потребительских кооперативов, рост числа их членов и масштабов экономической деятельности, расширение потребительскими кооперативами видов предоставляемых услуг и направлений деятельности, включая обслуживание коммерческого кредита и продажи товаров в кредит, деятельность на ипотечном рынке, поддержку малых и средних предприятий, обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, привело к формированию различных систем потребительских кооперативов. Динамичное развитие потребительских кооперативов, обусловливает необходимость проведения политики государственного регулирования потребительской кооперации, включая развитие института саморегулирования в системе государственного регулирования потребительской кооперации.
Активное развитие методов новой институциональной экономической теории позволяет применить институциональный подход к исследованию системы потребительской кооперации, включая определение системы потребительской кооперации как соотношения формальных и неформальных институтов, институциональные изменения в системе потребительской потребительский кооперации, специфицировать права субъектов потребительской кооперации в рамках отношений саморегулирования в системе потребительской кооперации.
Кооперативное движение получило признание на международном уровне включая Организацию Объединенных Наций, Международную организацию труда и других. Учитывая роль кооперативного движения ООН объявила 2012 год Международным годом кооперативов.
В рекомендации Международной организации труда 2002 года о содействии развитию кооперативов дается следующее определение кооператива − «кооператив» означает самостоятельную ассоциацию людей, которые объединились на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения предприятием, контролируемым на основе демократических принципов. [1]
Определение кооператива, как формального института, в системе законодательства РФ дано в статье 116 ГК РФ − потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
А. В. Чаянов дал следующее определение кооператива − кооператив представляет собою организованную на коллективных началах часть экономической деятельности той или иной группы лиц и призван обслуживать интересы этой группы и только этой группы [2]
С учетом институционального подхода к деятельности кооперативов, по нашему мнению, можно определить кооператив как добровольную, на основе социальной общности и установленных правил и принципов, организацию лиц, ведущих деятельность в рыночных условиях в сферах производства и обращения, объединивших часть экономические функций и ресурсов с целью получения материальной выгоды от экономических эффектов.
Анализ периодической печати и научной экономической литературы, позволяет выделить несколько основных проблем в деятельности потребительских кооперативов.
Передел кооперативной собственности в пользу управленческого аппарата потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в условиях экономических реформ. [3]
Неэффективность деятельности системы потребительских обществ в условиях рынка. Так В. Ермаков отмечает, что в 2004 году 29 тысяч магазинов системы Центросоюза РФ получили убыток в 5 миллиардов рублей. [4] Акцентируя внимание на социальном значении потребительской кооперации, руководитель Центросоюза РФ надеется на получение преференций со стороны государства. [5]
Узковедомственный отраслевой подход к государственной поддержке кооперативов. Так В. Китаев отмечает «Еще один аспект — это «равноудаленность» видов кооперации от бюджетных средств. Появились возможности у сельхозкооперации найти путь в Минсельхоз – они что-то получили. Другим не повезло. У нас было в составе облпотребсоюза два колхоза, а в потребительском обществе — фермеры, сельхозкооперативы. Колхозам давали субсидированные льготы, субсидии на ГСМ, а нам — нет» [6].
Создание лжекооперативов, под которыми мы понимаем частные предприятия, созданные в организационно-правовой форме кооператива, с преступной целью или с целью воспользоваться налоговыми или иными льготами и преимуществами, положенными кооперативу в соответствии с законодательством. Примером создания лжекооперативов можно считать создание под видом кредитных потребительских кооперативов финансовых пирамид. [7] Результатом деятельности лжекооперативов стало увеличение количества банкротств кредитных кооперативов, уголовные преследования руководителей кооперативов, рост количества обманутых вкладчиков.
По нашему мнению можно выделить следующие причины возникновения проблем деятельности потребительских кооперативов.
Во-первых, существование противоречий внутри формальных институтов потребительской кооперации. Сейчас существуют 12 видов кооперативов, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации. Проект федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», предусматривавший создание единой законодательной базы для всех видов кооперативов, был снят с рассмотрения в Государственной Думе РФ. [8]
Во-вторых, существование противоречий как между формальным и неформальным институтами потребительской кооперации. Действующее законодательство о потребительской кооперации во многом не учитывает теоретические основы функционирования потребительской кооперации, а так же сложившуюся практику деятельности потребительских кооперативов.
В-третьих, нецелевое использование института потребительской кооперации. В этом случае за формальным созданием потребительского кооператива скрывается иной формы организации. По нашему мнению можно выделить следующие виды нецелевого использования института потребительской кооперации:
Квазикооперация − создание под видом кооператива некоммерческой организации.
Псевдокооперация − создание под видом кооператива частного или государственное предприятия.
Лжекооперация − создание под видом кооператива частного предприятия с преступной целью или с целью воспользоваться налоговыми или иными льготами и преимуществами, положенными кооперативу в соответствии с законодательством.
Актуальность формирования института саморегулирования в системе потребительской кооперации обосновывается существованием конфликта между формальными и неформальными институтами потребительской кооперации, а так же существованием распространенной практики нецелевого использование института потребительской кооперации.
По нашему мнению институт саморегулирования в системе потребительской кооперации включает в себя систему отношений членов кооперативов − потребителей к предоставляемым кооперативом товарам, услугам и операциям, по поводу качества и безопасности данных товаров, услуг и операций. Институт саморегулирования включает спецификацию прав членов потребительских кооперативов по отношению к предоставляемым товарам, услугам и операциям, а так же помогает реализовать права члена кооператива как потребителя.
История института прав потребителя неразрывно связана с датой 15 марта 1961 года, когда Президент США Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
• право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
• право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
• право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
• право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
• право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
• право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг). [8]
В Российской Федерации формальный институт прав потребителя основан на нормах федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Общей тенденцией государственной политики регулирования субъектов экономической деятельности в части защиты прав потребителей, в том числе на финансовом рынке, является развития системы саморегулирования путем создания условий для деятельности саморегулируемых организаций (СРО). Эта деятельность регулируется федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в отношении субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. В данном законе под саморегулированием понимается деятельность саморегулируемых организаций, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил деятельности субъектов саморегулирования, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Действие федерального закона «О саморегулируемых организациях» не распространяется на потребительские кооперативы. Положения о саморегулируемых организациях потребительских кооперативов включены в законы об отдельных видах потребительских кооперативов. Так в действующем законодательстве о потребительских кооперативах предусмотрено следующие варианты саморегулирования потребительских кооперативов. (Табл. 1).
Таблица 1
Варианты саморегулирования деятельности потребительских кооперативов
Вид кооператива
|
Вариант саморегулирования
|
Жилищный кооператив
Жилищно-строительный кооператив
Садоводческий потребительский кооператив
|
Деятельность саморегулируемых организаций для таких кооперативов не предусмотрена.
|
Потребительское общество
|
Деятельность саморегулируемых организаций потребительских обществ не предусмотрена. Отдельные функции саморегулируемой организации выполняют союзы потребительских обществ.
|
Сельскохозяйственный потребительский кооператив
|
Отдельные функции саморегулируемой организации выполняют ревизионные союзы, членство в которых для сельскохозяйственных потребительских кооперативов является обязательным. Обязательное членство ревизионных союзов в саморегулируюемых организациях.
|
Жилищный накопительный кооператив
|
Добровольное участие ЖНК в саморегулируемых организациях.
|
Кредитный потребительский кооператив
|
Обязательное участие кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемых организациях.
|
По нашему мнению институт саморегулирования в системе потребительской кооперации принципиально отличается от института саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности. Если в последнем случае саморегулирующая организация является посредником между участниками предпринимательской или профессиональной деятельности и потребителями (клиентами), то в случае потребительской кооперации институт саморегулирования включает взаимодействие членов кредитных кооперативов, руководителей и членов коллегиальных исполнительных органов, членов представительных и контрольных органов кредитных кооперативов, а также кооперативов различных уровней.
Институт саморегулирования потребительской кооперации носит не только внешний, но и внутренний характер, и призван обеспечить качество и безопасность услуг и операций потребительских кооперативов для их членов, устойчивость всей системы потребительской кооперации. Под внутренним саморегулированием мы понимаем включение в деятельность потребительского кооператива механизма защиты потребительских прав его членов. Под внешним саморегулированием – существование отдельной саморегулируемой организации или выполнение функций саморегулирования объединением потребительских кооперативов, ревизионным союзом или потребительским кооперативом второго и последующего уровней.
В основе института саморегулирования потребительского кооператива лежит распределение риска и ответственности между всеми субъектами кооперативного движения – членами, управляющими, сотрудниками, потребительскими кооперативами и инфраструктурными организациями потребительских кооперативов (объединениями потребительских кооперативов, ревизионными союзами, потребительскими кооперативами второго и последующих уровней, союзами потребительских обществ).
Целями формирования института саморегулирования в системе потребительской кооперации является:
защита прав и законных интересов членов потребительских кооперативов, путем установления правил и стандартов организационной и финансовой деятельности потребительских кооперативов;
оптимизация административного регулирования деятельности потребительских кооперативов органами исполнительной власти;
защита интересов потребительских кооперативов при проведении проверок органами исполнительной власти;
решение внутренних споров и конфликтов в системе потребительской кооперации.
В настоящее время, по нашему мнению, необходимо формирование трех основных институтов саморегулирования в системе потребительской кооперации:
Общественное саморегулирование, представляющее собой общественный контроль соответствия деятельности потребительского кооператива кооперативным принципам и ценностям, а так же заявленным в учредительных документах целям и задачам потребительского кооператива и потребностям его членов со стороны представительных органов потребительского кооператива и объединений потребительских кооперативов. Институт общественного саморегулирования должен включать механизм защиты потребительских прав членов кооперативов, а так же механизм решения споров и конфликтов между субъектами потребительской кооперации.
Экономическое саморегулирование, представляющее собой контроль соответствия экономической деятельности потребительского кооператива установленным действующим законодательством или добровольно принятым членами кооператива нормативам, стандартам и правилам. По нашему мнению функциями экономического саморегулирования целесообразно наделить потребительские кооперативы второго и последующих уровней.
Профессиональное саморегулирование, представляющее собой контроль соответствия квалификации, профессиональной подготовки, а так же деловых и личных качеств руководителей и персонала кооперативов уровню деятельности данных кооперативов со стороны саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности. Институт профессионального саморегулирования должен компенсировать ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение руководителей и персонала потребительских кооперативов. В рамках института профессионального саморегулирования должен существовать механизм обеспечения ответственности должностных лиц потребительских кооперативов перед их членами, за нарушения правил и стандартов деятельности потребительских кооперативов, а так же система страхования профессиональной ответственности должностных лиц потребительских кооперативов перед членами данных кооперативов.
Литература:
1. Рекомендация 193 Международной организации труда 2002 года о содействии развитию кооперативов. // URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/rec193.htm (дата обращения: 25.05.2012)
2. Чаянов А. В. Избранные труды. // М.: Издательство "Колос", 1992. - С. 262
3. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. // М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.- С.289
4. Ермаков В. 30 тысяч убыточных магазинов: закрыть и вымереть.// Вестник кооперации. №1. Апрель 2005 год. - С. 25-26.
5. Ермаков В. Союзница мудрых правительств.// Вестник кооперации. №4. Ноябрь 2005 год. -С. 37
6. Китаев В. Не надстройки нужны, а программа развития.// Вестник кооперации. №5–6. Февраль 2006 год. -С. 105
7. Зыкова Т., Панина Т. Забывшие о Мавроди. Как отличить финансовую пирамиду от кредитного кооператива? // "Российская газета" - Неделя №4699 от 3 июля 2008 г. URL: http://www.rg.ru/2008/07/03/piramidyi.html (дата обращения: 25.05.2012)
8. Абова Т. Третий сектор экономики.// Вестник кооперации. – 2005. - №1. - С.38-39.
9 Шелищ П. Суркова С. Право быть услышанным.// Журнал "Стандарты и качество" № 4, 2012 С. 62-65
Инновационная экономика: сб. науч. ст. Выпуск 3 СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012 – 119 с.
|