Cooperative Science and Education
Кооперативная наука и просвещение

Четверг, 15.11.2018, 08:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Институциональные основы саморегулирования в системе потребительской кооперации

Составной частью рыночных преобразований 1990-х годов, является появление и устойчивое развитие потребительских кооперативов в Российской Федерации. Новый импульс развития потребительская кооперация получила после принятия в 2000-х годах новых федеральных законов, регулирующих деятельность различных видов потребительских кооперативов.
Увеличение количества потребительских кооперативов, рост числа их членов и масштабов экономической деятельности, расширение потребительскими кооперативами видов предоставляемых услуг и направлений деятельности, включая обслуживание коммерческого кредита и продажи товаров в кредит, деятельность на ипотечном рынке, поддержку малых и средних предприятий, обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, привело к формированию различных систем потребительских кооперативов. Динамичное развитие потребительских кооперативов, обусловливает необходимость проведения политики государственного регулирования потребительской кооперации, включая развитие института саморегулирования в системе государственного регулирования потребительской кооперации.
Активное развитие методов новой институциональной экономической теории позволяет применить институциональный подход к исследованию системы потребительской кооперации, включая определение системы потребительской кооперации как соотношения формальных и неформальных институтов, институциональные изменения в системе потребительской потребительский кооперации, специфицировать права субъектов потребительской кооперации в рамках отношений саморегулирования в системе потребительской кооперации.
Кооперативное движение получило  признание на международном уровне включая Организацию Объединенных Наций, Международную организацию труда и других. Учитывая роль кооперативного движения ООН объявила 2012 год  Международным годом кооперативов.
В рекомендации Международной организации труда 2002 года о содействии развитию кооперативов  дается следующее определение кооператива − «кооператив» означает самостоятельную ассоциацию людей, которые объединились на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения предприятием, контролируемым на основе демократических принципов. [1]
Определение кооператива, как формального института, в системе законодательства РФ дано в статье 116 ГК РФ − потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
А. В. Чаянов дал следующее определение кооператива − кооператив представляет собою организованную на коллективных началах часть экономической деятельности той или иной группы лиц и призван обслуживать интересы этой группы и только этой группы [2]
С учетом институционального подхода к деятельности кооперативов, по нашему мнению, можно определить кооператив как добровольную, на основе социальной общности и установленных правил и принципов, организацию лиц, ведущих деятельность в рыночных условиях в сферах производства и обращения, объединивших часть экономические функций и ресурсов с целью получения материальной выгоды от экономических эффектов.
Анализ периодической печати и научной экономической литературы, позволяет выделить несколько основных проблем в деятельности потребительских кооперативов.  
Передел кооперативной собственности в пользу управленческого аппарата потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в условиях экономических реформ. [3]
Неэффективность деятельности системы потребительских обществ в условиях рынка. Так В. Ермаков отмечает, что в 2004 году 29 тысяч магазинов системы Центросоюза РФ получили убыток в 5 миллиардов рублей. [4] Акцентируя внимание на социальном значении потребительской кооперации, руководитель Центросоюза РФ надеется на получение преференций со стороны государства. [5]  
Узковедомственный отраслевой подход к государственной поддержке кооперативов. Так В. Китаев отмечает «Еще один аспект — это «равноудаленность» видов кооперации от бюджетных средств. Появились возможности у сельхозкооперации найти путь в Минсельхоз – они что-то получили. Другим не повезло. У нас было в составе облпотребсоюза два колхоза, а в потребительском обществе — фермеры, сельхозкооперативы. Колхозам давали субсидированные льготы, субсидии на ГСМ, а нам — нет» [6].
Создание лжекооперативов, под которыми мы понимаем частные предприятия, созданные в организационно-правовой форме кооператива, с преступной целью или с целью воспользоваться налоговыми или иными льготами и преимуществами, положенными кооперативу в соответствии с законодательством. Примером создания лжекооперативов можно считать создание под видом кредитных потребительских кооперативов финансовых пирамид. [7] Результатом деятельности лжекооперативов стало увеличение количества банкротств кредитных кооперативов, уголовные преследования руководителей кооперативов, рост количества обманутых вкладчиков.
По нашему мнению можно выделить следующие причины возникновения проблем деятельности потребительских кооперативов.
Во-первых, существование противоречий внутри формальных институтов потребительской кооперации. Сейчас существуют 12 видов кооперативов, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации. Проект федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», предусматривавший создание единой законодательной базы для всех видов кооперативов, был снят с рассмотрения в Государственной Думе РФ. [8]
Во-вторых, существование противоречий как между формальным и неформальным институтами потребительской кооперации. Действующее законодательство о потребительской кооперации во многом не учитывает теоретические основы функционирования потребительской кооперации, а так же сложившуюся практику деятельности потребительских кооперативов.
В-третьих, нецелевое использование института потребительской кооперации. В этом случае за формальным созданием потребительского кооператива скрывается иной формы организации. По нашему мнению можно выделить следующие виды нецелевого использования института потребительской кооперации:
Квазикооперация − создание под видом кооператива некоммерческой организации.
Псевдокооперация − создание под видом кооператива частного или государственное предприятия.
Лжекооперация − создание под видом кооператива частного предприятия с преступной целью или с целью воспользоваться налоговыми или иными льготами и преимуществами, положенными кооперативу в соответствии с законодательством.
Актуальность формирования института саморегулирования в системе потребительской кооперации обосновывается существованием конфликта между формальными и неформальными институтами потребительской кооперации, а так же существованием распространенной практики нецелевого использование института потребительской кооперации.
По нашему мнению институт саморегулирования в системе потребительской кооперации включает в себя систему отношений членов кооперативов − потребителей к предоставляемым кооперативом товарам, услугам и операциям, по поводу качества и безопасности данных товаров, услуг и операций. Институт саморегулирования включает спецификацию прав членов потребительских кооперативов по отношению к предоставляемым товарам, услугам и операциям, а так же помогает реализовать права члена кооператива как потребителя.
История института прав потребителя неразрывно связана с датой 15 марта 1961 года, когда Президент США Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
• право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
• право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
• право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
• право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
• право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
• право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг). [8]
В Российской Федерации формальный институт прав потребителя основан на нормах федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Общей тенденцией государственной политики регулирования субъектов экономической деятельности в части защиты прав потребителей, в том числе на финансовом рынке, является развития системы саморегулирования путем создания условий для деятельности саморегулируемых организаций (СРО). Эта деятельность регулируется федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в отношении субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. В данном законе под саморегулированием понимается деятельность саморегулируемых организаций, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил деятельности субъектов саморегулирования, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Действие федерального закона «О саморегулируемых организациях» не распространяется на потребительские кооперативы. Положения о саморегулируемых организациях потребительских кооперативов включены в законы об отдельных видах потребительских кооперативов. Так в действующем законодательстве о потребительских кооперативах предусмотрено следующие варианты саморегулирования потребительских кооперативов. (Табл. 1).
 Таблица 1
Варианты саморегулирования деятельности потребительских кооперативов

Вид кооператива

Вариант саморегулирования

Жилищный кооператив

Жилищно-строительный кооператив

Садоводческий потребительский кооператив

Деятельность саморегулируемых организаций для таких кооперативов не предусмотрена.

Потребительское общество

Деятельность саморегулируемых организаций потребительских обществ не предусмотрена. Отдельные функции саморегулируемой организации выполняют союзы потребительских обществ.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Отдельные функции саморегулируемой организации выполняют ревизионные союзы, членство в которых для сельскохозяйственных потребительских кооперативов является обязательным. Обязательное членство ревизионных союзов в саморегулируюемых организациях.

Жилищный накопительный кооператив

Добровольное участие ЖНК в саморегулируемых организациях.

Кредитный потребительский кооператив

Обязательное участие кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемых организациях.

По нашему мнению институт саморегулирования в системе потребительской кооперации принципиально отличается от института саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности. Если в последнем случае саморегулирующая организация является посредником между участниками предпринимательской или профессиональной деятельности и потребителями (клиентами), то в случае потребительской кооперации институт саморегулирования включает взаимодействие членов кредитных кооперативов, руководителей и членов коллегиальных исполнительных органов, членов представительных и контрольных органов кредитных кооперативов, а также кооперативов различных уровней.
Институт саморегулирования потребительской кооперации носит не только внешний, но и внутренний характер, и призван обеспечить качество и безопасность услуг и операций потребительских кооперативов для их членов, устойчивость всей системы потребительской кооперации. Под внутренним саморегулированием мы понимаем включение в деятельность потребительского кооператива механизма защиты потребительских прав его членов. Под внешним саморегулированием – существование отдельной саморегулируемой организации или выполнение функций саморегулирования объединением потребительских кооперативов, ревизионным союзом или потребительским кооперативом второго и последующего уровней.
В основе института саморегулирования потребительского кооператива лежит распределение риска и ответственности между всеми субъектами кооперативного движения – членами, управляющими, сотрудниками, потребительскими кооперативами и инфраструктурными организациями потребительских кооперативов (объединениями потребительских кооперативов, ревизионными союзами, потребительскими кооперативами второго и последующих уровней, союзами потребительских обществ).
Целями формирования института саморегулирования в системе потребительской кооперации является:
защита прав и законных интересов членов потребительских кооперативов, путем установления правил и стандартов организационной и финансовой деятельности потребительских кооперативов;
оптимизация административного регулирования деятельности потребительских кооперативов органами исполнительной власти;
защита интересов потребительских кооперативов при проведении проверок органами исполнительной власти;
решение внутренних споров и конфликтов в системе потребительской кооперации.
В настоящее время, по нашему мнению, необходимо формирование трех основных  институтов саморегулирования в системе потребительской кооперации:
Общественное саморегулирование, представляющее собой общественный контроль соответствия деятельности потребительского кооператива кооперативным принципам и ценностям, а так же заявленным в учредительных документах целям и задачам  потребительского кооператива и потребностям его членов  со стороны представительных органов потребительского кооператива и объединений потребительских кооперативов. Институт общественного саморегулирования должен включать механизм защиты потребительских прав членов кооперативов, а так же механизм решения споров и конфликтов между субъектами потребительской кооперации.
Экономическое саморегулирование, представляющее собой контроль соответствия экономической деятельности потребительского кооператива установленным действующим законодательством или добровольно принятым членами кооператива нормативам, стандартам и правилам. По нашему мнению функциями экономического саморегулирования целесообразно наделить потребительские кооперативы второго и последующих уровней.
Профессиональное саморегулирование, представляющее собой контроль соответствия квалификации, профессиональной подготовки, а так же деловых и личных качеств руководителей и персонала кооперативов уровню деятельности данных кооперативов со стороны саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности. Институт профессионального саморегулирования должен компенсировать ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение руководителей и персонала потребительских кооперативов. В рамках института профессионального саморегулирования должен существовать механизм обеспечения ответственности должностных лиц потребительских кооперативов перед их членами, за нарушения правил и стандартов деятельности потребительских кооперативов, а так же система страхования профессиональной ответственности должностных лиц потребительских кооперативов перед членами данных кооперативов.
Литература:
1. Рекомендация 193 Международной организации труда 2002 года о содействии развитию кооперативов. // URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/rec193.htm (дата обращения: 25.05.2012)
2. Чаянов А. В. Избранные труды. // М.: Издательство "Колос", 1992. - С. 262
3. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. // М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.- С.289
4. Ермаков В. 30 тысяч убыточных магазинов: закрыть и вымереть.// Вестник кооперации. №1. Апрель 2005 год. - С. 25-26.
5. Ермаков В. Союзница мудрых правительств.// Вестник кооперации. №4. Ноябрь 2005 год. -С. 37
6. Китаев В. Не надстройки нужны, а программа развития.// Вестник кооперации. №5–6. Февраль 2006 год. -С. 105
7. Зыкова Т., Панина Т. Забывшие о Мавроди. Как отличить финансовую пирамиду от кредитного кооператива? // "Российская газета" - Неделя №4699 от 3 июля 2008 г. URL: http://www.rg.ru/2008/07/03/piramidyi.html (дата обращения: 25.05.2012)
8. Абова Т. Третий сектор экономики.// Вестник кооперации. – 2005. - №1. - С.38-39.
9 Шелищ П. Суркова С. Право быть услышанным.// Журнал "Стандарты и качество" № 4, 2012  С. 62-65

Инновационная экономика: сб. науч. ст. Выпуск 3 СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012 – 119 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: arin (18.02.2018)
Просмотров: 46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Поиск