Cooperative Science and Education
Кооперативная наука и просвещение

Воскресенье, 27.05.2018, 04:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы и перспективы формирования механизма саморегулирования кредитной кооперации

В последние годы отмечается значительный рост и развитие системы кредитной кооперации в РФ. Так, по данным Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) к концу 2011 года на рынке будет работать 1,3-1,5 тысяч кредитных кооперативов с числом пайщиков порядка 800 тысяч. Совокупный кредитный портфель кредитных кооперативов составит 15 млрд руб. По прогнозам к концу 2014 года количество кооперативов должно достигнуть 2-2,5 тыс., число пайщиков увеличится до 3-4 миллионов человек. Совокупный объем портфеля кредитов возрастет до 60-80 млрд руб. В сложившихся условиях возрастает значение политики государственного регулирования деятельности кредитных кооперативов, и особую актуальность приобретает вопрос формирования механизма саморегулирования кредитной кооперации. [1]
Со времени принятия закона «О кредитной кооперации» в 2009 году можно отметить тенденцию постепенного сближения форм и методов регулирования кредитных кооперативов по отношению к другим видам финансовых организаций. Среди конкретных изменений политики государственного регулирования кредитных кооперативов можно выделить:
передачу функций органа государственного регулирования кредитных кооперативов от Министерства финансов РФ к Федеральной службе по финансовым рынкам РФ;
изменение налогообложения доходов по личным сбережениям в кредитных кооперативах по аналогии налогообложения доходов по вкладам граждан в коммерческих банках;
инициативу Правительства РФ по изменению законодательства по процедуре банкротства кредитных кооперативов. [2]
Общей тенденцией государственной политики регулирования субъектов экономической деятельности, в том числе на финансовом рынке, является развития системы саморегулирования путем создания условий для деятельности саморегулируемых организаций (СРО). Данная деятельность регулируется федеральным законом «О саморегулируемых организациях» в отношении субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, а так же целым рядом законов об отдельных видах экономической деятельности, в том числе законами «О кредитной кооперации», «О жилищных накопительных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации».
Под саморегулированием понимается деятельность саморегулируемых организаций, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил деятельности субъектов саморегулирования, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Саморегулируемые организации осуществляют следующие виды деятельности:
разрабатывают стандарты и правила экономической деятельности;
осуществляют контроль за выполнением данных стандартов и правил со стороны членов саморегулируемых организаций;
формируют механизм материальной ответственности в виде компенсационных фондов или системы страхования перед клиентами своих членов за нарушение последними стандартов и правил саморегулируемых организаций.
С 4 августа 2011 года введено обязательное членство кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемых организациях. По данным Министерства финансов РФ к 1 сентября 2011 было создано 6 саморегулируемых организаций кредитных кооперативов (СРО), из которых 2 расположены в Москве, остальные находятся в Великом Новгороде, Казани, Чебоксарах, и городе Камышине Волгоградской области.
Саморегулирование в системе кредитной кооперации принципиально отличается от саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности. Если в последнем случае саморегулируемая организация является посредником между участниками предпринимательской или профессиональной деятельности и потребителями (клиентами), то в случае кредитной кооперации система саморегулирования включает взаимодействие членов кредитных кооперативов, управляющих и членов коллегиальных исполнительных органов, членов представительных и контрольных органов кредитных кооперативов, а также кооперативов различных уровней. По нашему мнению, механизм саморегулирования кредитной кооперации носит внутренний характер, и призван обеспечить безопасность операций и уменьшить управленческие риски деятельности кредитных кооперативов, повысить устойчивость всей системы кредитной кооперации. В основе механизма внутреннего саморегулирования кредитного кооператива лежит распределение риска и ответственности между всеми субъектами кооперативного движения – членами, управляющими, сотрудниками, кредитными кооперативами и инфраструктурными организациями кредитных кооперативов (объединениями кредитных кооперативов, ревизионными союзами, кредитными кооперативами второго и последующих уровней). Таким образом, в системе кредитной кооперации объективно должен существовать механизм внутреннего саморегулирования и, в соответствии с законом «О кредитной кооперации», обязан быть организован институт внешнего саморегулирования в виде самостоятельных саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
В действующем законодательстве о потребительских кооперативах, осуществляющих финансовую деятельность, предусмотрено четыре варианта саморегулирования (Табл. 1).


 Таблица 1

Вид кооператива

Вариант саморегулирования

Потребительское общество

 Деятельность саморегулируемых организаций не предусмотрена. Функции внутреннего саморегулирования выполняют союзы потребительских обществ.

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив

Обязательное членство в ревизионных союзах, в свою очередь ревизионные союзы обязаны быть членами саморегулируемой организации. Функции внутреннего саморегулирования выполняют ревизионные союзы.

Жилищный накопительный кооператив

Добровольное участие жилищных накопительных кооперативов в саморегулируемых организациях.

Кредитный потребительский кооператив

Обязательное членство кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемых организациях.

 

Создание института внешнего саморегулирования кредитных кооперативов, по нашему мнению, может привести к возникновению ряда проблем в деятельности всех участников кредитной кооперации.
Проблема 1. Обязательность членства в саморегулируемых организациях для кредитных кооперативов, введенная федеральным законом «О кредитной кооперации».
По нашему мнению наиболее острой проблемой может стать введение обязательного членства в саморегулируемых организациях для кредитных кооперативов, которое может фактически привести к замене государственного контроля и надзора за кредитной кооперацией, обязательным контролем со стороны саморегулируемой организации, что снижает эффективность механизма государственного регулирования кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы не смогут воздействовать на выработку нормотворчества и на политику СРО, путем выхода из СРО − «голосование ногами».  В настоящее время кредитные кооперативы являются единственным видом финансовых организаций, для которых предусмотрено обязательное членство в саморегулируемых организациях.  Они будут вынуждены нести дополнительные расходы по формированию компенсационных фондов и содержанию СРО, что неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности кооперативов по сравнению с другими финансовыми организациями.
Недолгая история кредитной кооперации, показала, что лучшим средством вложения кредитного кооператива является предоставление займов своим членам. Такая финансовая политика кредитных кооперативов позволила им пережить дефолт 1998 года, когда государство отказалось от своих обязательств, что вызвало череду банкротств коммерческих банков и крах фондового рынка. Теперь часть средств кредитных кооперативов, аккумулированных в компенсационных фондах, может быть принудительно изъята, и передана сторонним управляющим компаниям. Обязательная система саморегулирования может заставить успешные кредитные кооперативы расплачиваться за кооперативы - банкроты, или лжекооперативы, созданные мошенниками. У пайщиков кредитных кооперативов пропадет стимул к управлению своей организацией, так как им будет обещана призрачная «надежность вкладов», что снизит активную деятельность пайщиков, как основу успешной деятельности кредитного кооператива.
Фактически может сложиться система саморегулирования, при которой члены наиболее эффективных кооперативов будут расплачиваться за ошибки или преступные действия руководителей кооперативов-банкротов, поскольку прием в саморегулируемые организации в обязательном порядке будет проводиться по формальным признакам.
Проблема 2. Существование законодательных и административных барьеров при создании саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Для создания саморегулируемой организации кредитных кооперативов   требуется участие 100 кредитных кооперативов, или 5 кредитных кооперативов с общим количеством членов 100 человек. Для сравнения, необходимо отметить, что по федеральному закону «О саморегулируемых организациях», для создания предпринимательской саморегулируемой организации требуется участие только 30 организаций или частных предпринимателей. Таким образом, закон «О кредитной кооперации» фактически создает административные барьеры для развития институтов внешнего саморегулирования кредитных кооперативов.
Проблема 3. Неэффективность предусмотренного действующим законодательством механизма материальной ответственности в виде компенсационных фондов перед членами кредитных кооперативов за нарушение последними стандартов и правил СРО.
В данном случае можно отметить следующие особенности механизма материальной ответственности кредитных кооперативов.
1. Институт внешнего саморегулирования кредитной кооперации не предусматривает создания системы страхования ответственности кредитных членов перед своими членами, а предусматривает только формирование компенсационных фондов.
2. Компенсационные выплаты могут производиться при недостаточности собственного имущества члена СРО для выполнения его обязательств перед членами, то есть фактически только в случае банкротства кредитного кооператива.
3. Компенсационная выплата из компенсационного фонда в отношении одного члена СРО ограничена, и не может превышать 5 процентов средств компенсационного фонда на дату принятия решения об указанной выплате. Таким образом, саморегулируемая организация не сможет полностью компенсировать личные сбережения членов обанкротившегося кооператива. Например, в случае создания саморегулируемой организации 5 кредитными кооперативами с общим количеством членов более 100000 человек, члены обанкротившегося кредитного кооператива смогут получить компенсационные выплаты гораздо меньше уплаченных в компенсационный фонд взносов.
Таким образом, можно сделать вывод, что СРО не смогут сформировать реальный механизм материальной ответственности кредитных кооперативов перед их членами за нарушение последними стандартов и правил саморегулируемой организации.
Проблема 4. Отсутствие в рамках института внешнего саморегулирования кредитных кооперативов процедур обеспечения ответственности руководителей и членов органов управления и контроля перед членами кредитных кооперативов.
В системе кредитной кооперации действуют различные субъекты управления: члены кредитных кооперативов, члены органов управления кредитных кооперативов, управляющие кредитных кооперативов, ответственные работники кредитных кооперативов. Опыт банкротства многих кредитных кооперативов показал высокий уровень управленческих рисков в деятельности таких кооперативов, а именно, некомпетентность и непрофессионализм деятельности управляющих кредитных кооперативов, преступный умысел организаторов отдельных кредитных кооперативов, безответственность членов органов управления кредитных кооперативов. Вместе с тем, возможность накопления в кредитном кооперативе значительных финансовых ресурсов повышает социальную опасность управленческих рисков в деятельности кредитного кооператива.
Высокие управленческие риски деятельности кредитных кооперативов, по нашему мнению, связаны с отсутствием квалификационных требований к уровню подготовки и управленческим качествам руководителей, а так же  механизма принятия рисков и ответственности руководителей и членов органов управления перед членами кредитных кооперативов.
Развитие конкуренции на финансовом рынке, вызванное появлением и развитием нового финансового института – микрофинансовых организаций, может в ближайшей перспективе обострить влияние данных проблем на деятельность всей системы кредитной кооперации. По информации представителей Министерства финансов РФ более 80% кредитных кооперативов в России могут быть принудительно закрыты начиная с ноября 2011 года. [3]
По нашему мнению, перспективы развития кредитной кооперации связаны с развитием механизма ее внутреннего саморегулирования. Поэтому нами предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию формирующегося механизма саморегулирования:
Перейти от обязательного к добровольному членству кредитных кооперативов в саморегулируемых организациях.
Наделить функциями саморегулируемой организации кредитных кооперативов кредитные кооперативы второго уровня и последующего уровня.
В системе кредитной кооперации целесообразно создать систему добровольной сертификации финансовых услуг кредитных кооперативов и зарегистрировать ее в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию. Система сертификации должна включать знак соответствия, применяемый в данной системе добровольной сертификации и порядок применения знака соответствия.
Дополнить механизм внутреннего саморегулирования кредитной кооперации созданием института обязательного саморегулирования профессиональной деятельности управляющих и ответственных сотрудников кредитных кооперативов.
Список литературы.
1. К 2014 году портфель кредитных кооперативов вырастет 4-5 раз  URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=2363310&rid=1 (дата обращения: 05.09.2011)
2. В Госдуму внесен законопроект о банкротстве кредитных кооперативов. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110815234332.shtml (дата обращения: 05.09.2011)
3. Более 80% кредитных кооперативов в России через три месяца могут быть принудительно закрыты URL: http://www.klerk.ru/bank/news/241174/  (дата обращения: 05.09.2011)

Национальная экономика. Сборник научных статей под ред. д.э.н., проф. Безденежных Т. И.  –. Сборник научных статей кафедры «Общая экономическая теория» СПбГУСЭ Выпуск 2. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011 – 143 с. С. 120 – 125

 

Категория: Мои статьи | Добавил: arin (18.02.2018)
Просмотров: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Поиск