Cooperative Science and Education
Кооперативная наука и просвещение

Воскресенье, 27.05.2018, 04:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Региональная политика государственного регулирования кредитной кооперации в Санкт-Петербурге

По данным Министерства экономического развития РФ в Санкт-Петербурге зарегистрировано более 110 тысяч микропредприятий. Из них более 50 тысяч осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, и более 10 тысяч в сфере производства. Эти отрасли экономики, наиболее зависят от наличия оборотных средств. Опыт деятельности кредитных потребительских кооперативов в Санкт-Петербурге, показывает, что настоящее время микропредприятия испытывают затруднения с получением краткосрочных заемных средств в размере до 300 тысяч рублей и сроком до 1 года. Объем рынка микрозаймов для устойчивого развития микропредприятий можно оценить в 9 миллиардов рублей . Причиной затруднений является сложность оформления документов на кредит в банке, отсутствие у банков эффективных механизмов оценки платежеспособности микропредприятий, а так же высокие процентные ставки по кредитам.
Основными принципами кредитно-финансовой поддержки микропредприятий должны стать невысокая стоимость и доступность финансовых ресурсов. В настоящее время в Санкт-Петербурге механизм кредитно-финансовой поддержки микропредприятий в полной мере не сформирован.
В ходе реализации микрофинансовой поддержки через коммерческие банки возникает противоречие между основной предпринимательской целью деятельности коммерческих банков и общественным характером поддержки микропредприятий. Декларируемые коммерческими банками низкие ставки по кредитам не соответствуют полным издержкам, которые несут микропредприятия при оформлении и пользовании кредитом. В скрытые издержки при пользовании кредитом коммерческого банка входят оплата обязательного открытия расчетного счета и оплаты расчетно-кассового обслуживания, необходимость страхования залога в компании-партнере банка, необходимость оплаты услуг фирмы – оценщика залога, а так же другие обязательные услуги коммерческих банков  и необходимость получения квалифицированной помощи при оформлении кредита, что может обойтись в 20-25% от суммы кредита.
Реализуемая санкт-петербургским Фондом содействия кредитованию малого бизнеса микрофинансовая программа в объеме 110 миллионов рублей может обеспечить микрозаймами в максимальном размере 600000 рублей не более 190 малых и средних предприятий.
Таким образом, необходимо создание региональной системы микрокредитования микропредприятий на новой организационно-экономической основе.
По нашему мнению, указанных выше недостатков лишена система кредитной кооперации, как форма самоорганизации микропредприятий-заемщиков. По данным Федеральной налоговой службы РФ в Санкт-Петербурге зарегистрировано более 90 кредитных потребительских кооперативов. Система кредитной потребительской кооперации имеет следующие преимущества при реализации государственной программы микрофинансирования Санкт-Петербурга:
1. В настоящее время кредитные потребительские кооперативы имеют полную нормативную базу для деятельности в виде федерального закона «О кредитной кооперации», принятом в соответствии с реализации программы Антикризисных мер Правительства РФ.
2. Контроль за деятельностью кредитных кооперативов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство финансов РФ.
3. Система кредитной потребительской кооперации способствует мобилизации свободных средств своих членов – граждан и организаций, что может способствовать увеличению количества финансовых ресурсов, используемых в рамках программы микрофинансирования.
4. Кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и не преследуют цели извлечения прибыли.
5. Контроль за использованием бюджетных средств может быть осуществлен путем участия представителей городской администрации в органах управления и контроля кредитных потребительских кооперативов - участников городской программы микрофинансирования.
6. Кредитные потребительские кооперативы имеют опыт и технологии ведения микрофинансовой деятельности.
7. Кредитные потребительские кооперативы проводят ежегодный аудит своей деятельности.
8. Предусмотрено участие кредитных потребительских кооперативов в системе саморегулирования, включающей, создание компенсационного фонда для участников системы саморегулирования.
Основной задачей региональной системы микрофинансовой поддержки малого предпринимательства является обеспечение дешевого и доступного кредита для микропредприятий.
Основными способами снижения стоимости микрозаймов для микропредприятий является
1.    снижение издержек деятельности кредитного кооператива
2.    повышение надежности управления мобилизуемыми средствами членов кредитных потребительских кооперативов, что позволяет снизить процентную ставку по привлекаемым средствам.
Снижение издержек кредитного кооператива может быть осуществлено через реализацию следующих мероприятий государственной поддержки микрофинансовых организаций:
1. Субсидирования стоимости предоставленной микрофинансовой организации гарантии (поручительства) Гарантийным фондом в коммерческих банках за счет регионального бюджета в размере до 90% стоимости гарантийного обеспечения.
2. Предоставления субсидий кредитным кооперативам за счет регионального бюджета на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных организаций в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
3. Предоставления субсидий кредитным кооперативам на компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской проверки.
4. Предоставления субсидий кредитным кооперативам на компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации специалистов микрофинансовых организаций.
5. Предоставления субсидий кредитным кооперативам на компенсацию части затрат на приобретение или разработку специализированного лицензионного программного обеспечения для деятельности кредитного кооператива.
Повышение надежности управления мобилизуемыми средствами членов кредитных потребительских кооперативов может происходить через построение институциональной системы гарантирования возврата привлекаемых в кредитные кооперативы средств.
В состав институциональной системы, повышающей надежность системы кредитной кооперации должны входить:
1. Саморегулируемые организации кредитных кооперативов.
2. Гарантийные фонды для привлечения средств кредитных организаций в кредитные кооперативы.
3. Институциональные инвесторы, включая микрофинансовые организации второго уровня.
4. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляющие гарантии для привлечения средств граждан и защиты интересов мелких частных инвесторов.  
Создание микрофинансовой организации второго уровня (Фонда Фондов) должно стать центральным звеном в организации системы микрофинансовой поддержки микропредприятий. Данная организация должна осуществлять следующие функции:
1. Осуществлять отбор и аккредитацию кредитных потребительских кооперативов микропредприятий для участия в специальной программе «Микрофинансовой поддержки микропредпрниятий».
2. Осуществлять рейтинговую оценку деятельности кредитных потребительских кооперативов микропредприятий.
3. Предоставлять займы кредитным потребительским кооперативам микропредприятий, для целей дальнейшего финансирования такими организациями микропредприятий.
4. Осуществлять контроль за использованием кредитными потребительскими кооперативами полученных займов, а так же за финансовыми показателями деятельности кредитных потребительских кооперативов.
По нашему мнению, для оказания кредитно-финансовой поддержки микропредприятиям в рамках Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, необходимо принять специальную программу «Микрофинансовой поддержки микропредприятий».
   
Библиография

Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный Закон от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»
Приказ Министерства экономического развития РФ №59 от 16 февраля 2010 года «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 № 1423 «Об итогах реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основных направлениях развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы»

Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по результатам II Международной научно-практической конференции 16 июня 2010 г. Том 2. - Изд-во СПбГУСЭ, 2010 – 304 с. С 77 – 80 ISBN 978-5-228-00367-5

Категория: Мои статьи | Добавил: arin (18.02.2018)
Просмотров: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Поиск