Современное развитие цивилизации характеризуется возрастающей долей информационной экономики, как отрасли производства, распространения и использования знаний. Термин «экономика знаний» или «информационная экономика» используется для определения типа экономики, в которой производство и реализация знаний и информационных продуктов обеспечивают основной доход экономики и занятость основная массы работающих. В условиях информационной экономики основную роль приобретают университеты, как центры инноваций, научных исследований и развития гуманитарных ресурсов.
В условиях стремительного развития техники и технологии, и, следовательно, роста объема и качества профессиональных знаний, новой образовательной парадигмой университетского комплекса становится E-learning – электронное обучение, основанное на комплексном использовании в вузе новых информационных и образовательных технологий управления базой знаний.
Под базой знаний (английский термин Knowledge base) понимается специфическая база данных, разработанная для управления знаниями (метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний.
База знаний является основным активом высшего учебного заведения, которая обеспечивает основу для образовательной деятельности университета. Источники формирования базы знаний университета можно классифицировать следующим образом:
"Общественные знания" - знания, которые существуют на бумажном или ином носителе.
"Личные знания" – знания и личный опыт, которыми обладают преподаватели, научные сотрудники, а так же иные субъекты интеллектуальной деятельности университета.
Эти два типа знаний являются ключевыми в управлении знаниями и предназначены для эффективного использования знаний в высшем учебном заведении.
"Общественные знания" - это знания, которые легко задокументировать и передавать. " Общественные знания" - это официальная документация организации, выраженная в нормативно-правовых документах, библиотечных изданиях, патентах, архивных и финансовых документах, письмах, статистике, компьютерной базе данных, файлах. Сбор данного вида знаний организации является частью информационной деятельности высшего учебного заведения. Информационные технологии позволяют ввести эти знания в базу данных, которая доступна внутри организации и в международной компьютерной сети Интернет.
Эффективное управление базами знаний университета позволит решать следующие задачи:
определить и структурировать базы знаний университета;
организовать процессы формирования баз знаний университета;
осуществить перевод части личных информационных активов университета в общественные знания;
увеличить объем используемых знаний сотрудниками университета;
усовершенствовать процесс передачи знаний от одного сотрудника к другому с последующей формализацией и документированием;
организовать процесс создания и непрерывного обновления новых знаний в университете;
формализовать процесс пополнения и непрерывного обновления базы знаний университета;
разработать механизм для использования баз знаний студентами университета;
создать систему эффективного мониторинга процессов передачи знаний и эффективности использования баз знаний университета;
повысить академическую мобильность студентов.
Создание базы знаний в высшем учебном заведении меняет организационную структуру образовательного процесса – преподаватели в рамках учебного процесса становятся экспертами базы знаний, а студенты становятся квалифицированными пользователями базы знаний.
Формирование базы знаний в системе университетского комплекса позволит автоматизировать образовательные процессы, повысить эффективность методов обучения, создаст основу для успешного развития высшего учебного заведения.
Формирование университетских комплексов – путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений. Том III Сборник научных трудов. 19-20 июня 2008 г. РИО СПбГУСЭ, Санкт-Петербург, 2008 г. С. 117-119
|