Интеграция кредитных кооперативов в систему государственной поддержки малого предпринимательства является одним из наиболее дискуссионных вопросов среди теоретиков и практиков кредитной кооперации. По нашему мнению, кредитным кооперативам необходимо участвовать в реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая поддержку малых сельскохозяйственных предприятий. При проведении данной политики необходимо учитывать автономию и независимость кооперативов, и то обстоятельство, что кредитные кооперативы действуют, прежде всего, в интересах своих членов и не должны являться инструментом для проведения социальной или экономической политики со стороны государства. Опыт руководства кооперативным движением со стороны государства или правящей партии всегда приводил к нарушению кооперативных принципов и снижению экономической эффективности кооперативов.
Основой интеграции кредитных кооперативов в состав инфраструктуры поддержки является появление законодательной и нормативно правовой базы, обеспечивающей правовую основу для деятельности кредитных кооперативов как инфраструктурных организаций.
Первым законодательным актом, обеспечивающим правовую базу государственной поддержки кредитных кооперативов, был Федеральный Закон «О государственной поддержке малого Предпринимательства в Российской Федерации», действовавший до начала 2008 года. Он дал правовое определение деятельности обществ взаимного кредитования (ОВК). На первый взгляд данная организация взаимного кредитования похожа на общества взаимного кредита, существовавшие в Российской Империи, а так же в 1920-е годы в СССР. Однако по своему правовому положению общества взаимного кредитования имели очень ограниченную сферу финансовой деятельности, не сопоставимую с возможностями дореволюционных обществ взаимного кредита. Кредитные кооперативы субъектов малого предпринимательства во многом создавались в соответствии с данным законом. Общества взаимного кредитования входили в состав государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, и могли рассчитывать на государственную поддержку.
Политическая поддержка процессу интеграции кредитных кооперативов в состав инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства была выражена в принятии Государственным Советом Российской Федерации 19 декабря 2001 года «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», в которой кредитной кооперации (кредитным кооперативам и обществам взаимного кредитования) отводилось важное место в развитии системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
В соответствии с положениями данной Концепции в Ленинградской области были разработаны мероприятия по поддержке кредитных кооперативов малых предприятий. Так в рамках региональной целевой программы Ленинградской области «Развитие и поддержка малого предпринимательства на период 2002 году» была проведена Областная конференция кредитной кооперации. В рамках региональной целевой программы Ленинградской области «Развитие и поддержка малого предпринимательства на период 2003-2005 годы», была выделена подпрограмма развития системы взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, с целью формирования сети кредитной кооперации, объединяющих широкие слои населения, предпринимателей, ремесленников, фермеров. В рамках подпрограммы в 2003-2005г.г. было запланировано осуществить комплекс мероприятий на общую сумму 4,89 млн. руб., направленных на обеспечение информационно-консультационного обеспечения и обучения субъектов малого бизнеса вопросам взаимного кредитования, а так же на поддержку и развитие системы потребительских кредитных кооперативов Ленинградской области.
Из 9 мероприятий «Подпрограммы развития системы взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства в Ленинградской области» было не реализовано два мероприятия «Субвенция ЗАО «Ленинградское областное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» на реализацию мероприятий по поддержке и развитию системы потребительских кооперативов Ленинградской области, созданных для удовлетворения финансовых потребностей их участников» и «Компенсация части затрат, связанных с уплатой в 2005 году процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученным в российских кредитных организациях потребительскими кооперативами с членством субъектов малого предпринимательства, кредитными кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными кооперативами и потребительскими обществами для предоставления займов своим членам на осуществление предпринимательской деятельности. Всего в 2003-2005 годах в рамках подпрограммы было реализовано 67% запланированных мероприятий, при финансировании в объеме 0,6 млн. рублей (12,4% от запланированного объема). Таким образом, низкий уровень финансирования данной программы не дал возможности развития кредитным кооперативам, а отсутствие финансирования основного мероприятия – пополнения оборотных средств кредитных кооперативов, практически свел на нет эффект от других мероприятий.
С начала 2008 года в России действует закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон дал возможность предоставить потребительским кооперативам статус субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, кредитные кооперативы разных видов имеют возможность получить поддержку в соответствии с государственными программами поддержки малых и средних предприятий. Однако в данном законе кредитные кооперативы прямо не названы в качестве организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В соответствии с данным законом, требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в государственных и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Деятельность органов государственных органов и местного самоуправления по реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства направлена на поддержку организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка микрофинансовых организаций, и в том числе кредитных кооперативов, была включена с состав пакета антикризисных мер Правительства РФ. В приказе № 31 от 30 января 2009 года Министерства экономического развития РФ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» предусмотрены меры по развитию микрофинансирования. Так, в данном приказе микрофинансовая деятельность определяется как деятельность некоммерческих организаций (фонды, потребительские кооперативы и т. п.), созданных для целей обеспечения доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов. А приказом этого же Министерства от 20 марта 2009 года № 94 определена понятие государственной микрофинансовой организации второго уровня как юридического лица (некоммерческой организации), единственным учредителем которой является субъект Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), основным видом деятельности которой является предоставление займов микрофинансовым организациям первого уровня, в том числе кредитным кооперативам.
20 июля 2009 года в соответствии с планом реализации программы Антикризисных мер Правительства РФ был принят федеральный закон «О кредитной кооперации».
Система кредитных кооперативов, в настоящее время, имеет следующие преимущества, перед другими видами микрофинансовых организаций, при реализации государственной программы микрофинансирования:
в настоящее время кредитные потребительские кооперативы имеют полную нормативную базу для деятельности в виде федерального закона «О кредитной кооперации»;
контроль за деятельностью кредитных кооперативов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
система кредитной потребительской кооперации способствует мобилизации свободных средств своих членов, что может способствовать увеличению количества финансовых ресурсов, используемых в рамках программы микрофинансирования;
кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и не преследуют цели извлечения прибыли;
контроль за использованием бюджетных средств может быть осуществлен путем участия государственных представителей в органах управления и контроля кредитных потребительских кооперативов - участников программы микрофинансирования;
кредитные потребительские кооперативы имеют опыт и технологии ведения микрофинансовой деятельности;
кредитные потребительские кооперативы проводят ежегодный аудит своей деятельности;
предусмотрено участие кредитных потребительских кооперативов в системе саморегулирования, включающей, создание компенсационного фонда или системы страхования ответственности участников системы саморегулирования.
Таким образом, кредитные кооперативы имеют перспективы стать основой системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в составе инфраструктуры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Петербургскому экономическому форуму 2009 года: сб. науч. ст. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009 С. 146-149
|