Развитие новых информационных технологий позволило использовать международную компьютерную сеть Интернет для продвижения товаров и услуг и продажи через сеть. Активное коммерческое использование Интернет началось в 1996 году. Интерес коммерческих организаций к сети представляет большое количество пользователей (более 100 миллионов человек по всему миру), отсутствие границ и таможенных барьеров. По данным консорциума CommerceNet 10 миллионов пользователей Интернет в 1997 году совершили покупки через сеть. Общая стоимость товаров и услуг, представленных американскими компаниями через Интернет, составила в 1997 году 8 миллиардов долларов (на порядок больше по сравнению с предыдущим годом). А к 2002 году эта цифра, согласно прогнозам, может превысить 327 миллиардов долларов.
Первоначально через Интернет продавалось программное обеспечение, оказывались информационные и консультационные услуги. В настоящее время выбор товаров и услуг в сети огромен, можно купить буквально все от сувениров до квартир и домов. Торговлю через сеть можно сравнить с торговлей по каталогам или торговлей по почте. Следствием развития торговли через Интернет в области взаимоотношений поставщиков и покупателей является ликвидация промежуточных звеньев. В следствии развития торговли в сети под угрозу сокращения попадут агенты по продаже. Примером предприятия, делающего хороший бизнес при помощи Интернет, может служить фирма TravelInformationSoftwareSystems (TISS) из немецкого города Хайльброннер: всего за два года фирма, состоящая из двух человек, вышла на годовой оборот в 140 миллионов немецких марок. В октябре прошлого года английский журнал Economist отметил онлайновую систему заказов билетов TISS как самый успешный проект такого рода в Европе. В банке данных фирмы хранятся свыше 40 миллионов тарифов, по любому из них можно, не отрываясь от персонального компьютера (система поддерживает восемь европейских языков), сделать заказ и расплатиться с помощью кредитной карточки или при получении счета по почте. Ежедневно предложения фирмы просматривают около 10 тысяч потенциальных клиентов. Фирма получает до 250 заказов в день и зарабатывает на каждом заказе минимум 10 американских долларов, 60% оборота приходится на клиентов из США. Цель фирмы захватить минимум 60% всего рынка заказов авиабилетов на немецкие авиалинии. Успех TISS на американском рынке связан с совместной работой с крупным американским онлайновым туристическим агентством Travelocity. Подавляющее число клиентов фирмы - мужчины; большинство из них в возрасте от 30 до 40 лет и принадлежат к работникам компьютерной или обслуживающей отрасли.
Коммерческие организации, принявшие решение использовать Интернет для продвижения товаров и услуг, обычно проходят три этапа использования сети.
Первый этап. Предоставление информации о фирме, её товарах и услугах, реклама в Интернет. Многие ведущие компании имеют свое "представительство" в Интернет, которое представляет информацию об их товарах и услугах. На этом этапе Интернет используется для предоставления информации о товарах и услугах. В Интернет проводятся рекламные компании. Из отечественных крупных компаний "представительство" в Интернет имеют Министерство путей сообщения, Октябрьская железная дорога, Аэрофлот, Ленэнерго и другие.
Второй этап. Принятие заказов в Интернет (бронирование билетов, мест в гостиницах и т. д.). Это более активная форма использования Интернет, но она мало чем отличается от использования в этих же целях телефона или телефакса. В России коммерческие организации могут выписывать счета на оплату товаров и услуг через сеть.
Третий этап. Проведение деловых операций в Интернет. Включает осуществление сделок, заключение договоров, проведение финансовых расчетов. Для последних в настоящее время разрабатываются специальные компьютерные системы расчетов. Внутри России деловые операции почти не проводятся, но наиболее продвинутые в отношении информационных технологий российские фирмы могут использовать сеть для осуществления деловых операций с зарубежными партнерами.
Для проведения финансовых расчетов через Интернет существуют и разрабатываются специальные системы электронных платежей. Из наиболее крупных и перспективных можно отметить систему электронных платежей Mondex принадлежащую компании MasterCard и систему VISA Cash принадлежащую компании VISA.
Одна из преград на пути торговли через Интернет - недостаточная осведомленность о безопасности деловых операций в сети; лишь очень немногие слышали о гарантиях безопасности, обеспечиваемых применением протокола SSL, и еще меньше - о службе TRUSTe, выдающей специальные сертификаты безопасности узлам сети.
Для российских коммерческих организаций использование Интернет перспективно для продвижения товаров и услуг на внешний рынок - в североамериканские и европейские страны.
Маркетинг в переходной экономике России. Материалы всероссийской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург. Типография ПГУПС заказ 337 Тираж 100 25.03.98 г. С. 89-90 (Шифр в БД Т37889-329768)
|