Финансовый кризис 2008-2009 годов обострил проблему эффективности функционирования и государственного регулирования финансового рынка в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, в рамках реализации Программы антикризисных мер, инициировало ряд изменений структуры микрофинансового сектора финансового рынка и механизма его регулирования.
Формирование нормативно-правовой базы регулирования микрофинансового сектора финансового рынка было осуществлено путем принятия следующих федеральных законов:
Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;
Федерального закона 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами»;
Федерального закона от 3 июня 2009 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» в части внесения изменений в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующих деятельность платежных банковских агентов;
Федерального закона Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Общим итогом принятия нового законодательства стало увеличение количества субъектов финансового рынка, расширение доступа граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым услугам.
Реформа административного регулирования финансового рынка в настоящее время осуществляется путем создания финансового мегарегулятора. Впервые идею создания единого финансового мегарегулятора Федеральная служба по финансовым рынкам РФ представила в 2005 году в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006–2008 годы». Этот орган должен был соединить функции Центрального Банка РФ, Федеральной службы страхового надзора РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам РФ.
Мегарегуляторы финансовых рынков существуют в ряде стран, в том числе стран бывшего СССР. Например, в Казахстане функционирует Агентство по финансовому надзору, которое осуществляет надзор за коммерческими банками, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховщиками и управляющими компаниями.
Реформе системы административного регулирования финансового рынка положил начало указ Президента РФ от 4 марта 2011 г. №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка РФ». Результатом исполнения данного указа стало присоединение Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам. В дальнейшем планируется передача новой федеральной службе функций по государственному регулированию и контролю кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций от Министерства финансов РФ. [8]
Государственная политика, проводимая в Российской Федерации по развитию рынка финансовых услуг, согласуется с Декларацией саммита «Группы двадцати» в Сеуле, принятой 12 ноября 2010 года. В рамках данной Декларации предусмотрен План действий по расширению доступа к финансовым услугам, Глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам и гибкая Система финансирования для малых и средних предприятий, которые все вместе внесут существенный вклад в улучшение доступа к финансовым услугам и расширение возможностей для бедных домохозяйств и малых и средних предприятий. [9]
Среди новых политических инициатив по совершенствованию рынка финансовых услуг можно отметить инициативы по расширению функций банковских агентов и по созданию Национальной платежной системы.
Первая инициатива Министерства экономического развития РФ и Ассоциация региональных банков (АРБР) предполагает расширение функций банковских агентов, предоставление им возможность открывать депозитные счета, оформлять и выдавать кредиты и банковские карты, а также проводить инвестиционные операции. Таким образом, банковские агенты могут стать полноценными субъектами продаж банковских продуктов.
В настоящее время платежные банковские агенты вправе на основе договора с кредитным учреждением принимать денежные средства от физических лиц в оплату товаров и услуг и вести операции с банковскими картами. При этом они осуществляют только небанковскую часть операций: организацию точки, оформление договора и т. п., а за банком сохраняется техническая сторона операции и ответственность за нее.
Расширение функций банковских агентов позволит кредитным организациям существенно сэкономить на инвестициях в филиальную сеть, сохранив при этом темпы развития. [10]
Вторая инициатива, выдвинутая Президентом РФ, предполагает создание Национальной платежной системы. Законопроект «О национальной платежной системе» был принят Государственной Думой РФ в первом чтении 10 декабря 2010 г. Данным законопроектом предлагается установить правовые основы национальной платежной системы как совокупности операторов по переводу денежных средств, участников финансовых рынков, органов федерального казначейства и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении ими деятельности, связанной с переводом денежных средств (субъекты национальной платежной системы).
По мнению разработчиков, законопроект должен закрепить положение о том, что перевод электронных денег - это новая форма безналичных расчетов, осуществляемая исключительно кредитными организациями по поручениям своих клиентов с использованием «электронных средств платежа». Электронные деньги предлагается определить как денежные средства внесенные клиентами в кредитные организации и учитываемые без открытия им банковских счетов. Предполагается, что в случае принятия законопроекта в данной редакции, Банк России будет выдавать новый вид лицензий для указанных целей.
В рамках Национальной платежной системы предполагается ввести три вида электронных средств платежа (ЭСП) для осуществления переводов электронных денежных средств: неперсонифицированное ЭСП (идентификация клиента не производится, максимальная сумма электронных денег в любой момент времени не может превышать 15 тыс. руб., основное использование - для микроплатежей); персонифицированное ЭСП (производится обязательная идентификация клиента, максимальная сумма электронных денег - 100 тыс. руб.); корпоративное ЭСП (используется идентифицированными юридическими лицами, максимальный остаток на конец рабочего дня - 100 тыс. руб., основное использование - для приема платежей за товары, работы, услуги).
В законопроекте выделяется отдельная статья, в которой предусмотрен порядок привлечения кредитными организациями банковских платежных агентов, уточняются требования к использованию специальных банковских счетов, определяется исчерпывающий перечень производимым по ним операций. Дополнительно проработан вопрос об ответственности платежной системы перед потребителями платежных услуг. [11]
4 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». По нашему мнению, принятие данного закона имеет одновременно политическое, правовое и экономическое значение.
С политической точки зрения, принятие данного закона означает, что государство признало многообразие организационных форм субъектов, предоставляющих услуги на финансовом рынке, и прежде всего, на рынке займов в размере до одного миллиона рублей.
С правовой точки зрения закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» создает нормативно-правовую базу для двух основный понятий - микрофинансовой деятельности и микрофинансовой организации, причем понятие микрофинансовая деятельность трактуется значительно шире, чем понятие деятельность микрофинансовой организации. В соответствии с законом микрофинансовая деятельность это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц: кредитных организаций, кредитных кооперативов, ломбардов, жилищных накопительных кооперативов и других юридических лиц, перечень которых остается открытым. Основой микрофинансовой деятельности является предоставлений микрозаймов, которые определяются как займы, в сумме, не превышающей один миллион рублей. Таким образом, закон о микрофинансовой деятельности регулирует микрофинансовую деятельность достаточно широкого круга организаций – от банков до кредитных и жилищных накопительных кооперативов.
С экономической точки зрения закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» создает условия для деятельности новых экономических субъектов на рынке финансовых услуг, и прежде всего в сфере кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Микрофинансовая организация в вышеупомянутом законе определяется как юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций. Разрешение на создание микрофинансовых организаций в форме некоммерческих организаций (фондов, автономных некоммерческих организаций, учреждений, некоммерческих партнерств) позволяет сделать вывод о том, что микрофинансовая деятельность признается государством как некоммерческая деятельность, имеющая как экономическое, так и социальное значение. В соответствии с законом, статус микрофинансовых организаций должны приобрести государственные и муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, которые имеют собственные микрофинансовые программы.
Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает государственное регулирование микрофинансовых организаций. Для получения права на ведение микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация должна быть включена в специальный реестр. В настоящее время Министерство финансов РФ назначено уполномоченным органом по регулированию деятельности микрофинансовых организаций. Микрофинансовым организациям запрещено привлекать денежные средства граждан, которые не являются учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации, выдавать займы в иностранной валюте, применять к заемщикам, являющимся физическими лицами, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма, а так же осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Развитие микрофинансового сектора финансового рынка может способствовать повышению уровня и доступности микрофинансовых услуг. В условиях повышения конкуренции на финансовом рынке неизбежно применение инновационных методов в организации финансовой деятельности, одним из которых является аутсорсинг.
Аутсорсинг (от английского out – «вне» и source – источник – передача внешнего источника/ресурса) – передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке отдельных бизнес-процессов на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Аутсорсинг предполагает использование внешних ресурсов, знаний и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг (аутсорсера) для организации и обеспечения специфических функций и достижения бизнес-задач организации-заказчика. В большинстве случаев аутсорсинг предполагает передачу стандартизированных текущих процессов организации-заказчика.
По нашему мнению, микрофинансовый аутсорсинг представляет собой передачу коммерческими банками и другими финансовыми организациями функций и бизнес-процессов по предоставлению займов клиентам в размере до 1 000 000 (одного миллиона) микрофинансовым организациям и кредитным кооперативам.
Возможность передачи бизнес-процессов коммерческими банками аусорсинговым организациям предусматривается Письмом ЦБ РФ от 24 мая 2005 г. N 76-Т. В нем, в частности, сказано, что «Аутсорсинг − привлечение специализированной сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ, освоения новых направлений деятельности. Аутсорсинг рекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. Кредитной организации рекомендуется предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании».
По нашему мнению, микрофинансовый аутсорсинг можно классифицировать следующим образом:
Полный аутсорсинг, когда коммерческий банк (финансовая организация) полностью кредитует микрофинансовую организацию (институт), для последующего предоставления микрозаймов клиентам;
Частичный аутсорсинг, в данном случае коммерческий банк (финансовая организация) частично кредитует микрофинансовую организацию (институт), для последующего предоставления микрозаймов клиентам, а другую часть микрозайма микрофинансовый институт предоставляет из своих ресурсов, или совместное предоставление коммерческим банком (финансовой организацией) и микрофинансовым институтом микрозаймов клиентам.
По нашему мнению, преимуществами аутсорсинга для кредитных и финансовых организаций могут стать:
Снижение затрат, в том числе сокращение инфраструктуры и издержек по ее содержанию;
Возможность уделить наибольшее внимание основному бизнесу, фокусирование на основной деятельности (как заказчика, так и исполнителя – здесь возможен синергетический эффект);
Превращение структуры расходов из фиксированной в переменную, что облегчает процесс планирования расходов;
Дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) – повышение инвестиционной привлекательности кредитной или финансовой организации;
Повышение качества финансовых услуг за счет использования аусорсинговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управления процессами;
Основной выгодой аутсорсинга является возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям.
В современных условиях одним из наиболее распространенных микрофинансовых институтов являются кредитные кооперативы. Мы можем определить кредитный кооператив, как добровольный союз лиц, объединивших в рыночных условиях часть финансовых функций с целью получения материальной выгоды от экономических эффектов.
К экономическим эффектам, способным принести материальную выгоду членам кредитных кооперативов, можно отнести:
Эффект общности основан на том что члены кредитного кооператива объединяются на основе общей необходимости в финансовом обслуживании и финансовой взаимопомощи, что позволяет совместно находить пути решения финансовых проблем.
Эффект дополнения проявляется в том, что часть членов кредитного кооператива нуждается в кредитовании, а другая часть имеет сбережения и свободные финансовые средства, следовательно, объединившись в кооператив, его члены могут взаимно удовлетворять финансовые потребности.
Эффект масштаба рассматривает возможность получения членами кредитного кооператива большей выгоды от объединения финансовых функций с учетом преобладания постоянных издержек в финансовой деятельности.
Эффект корпорации проявляется в получении членами кредитного кооператива выгоды за счет учреждения кооператива – юридического лица, которое может взаимодействовать с другими организациями, на более выгодных условиях, предлагаемых для бизнес-партнеров (организаций).
Эффект некоммерческой организации заключается в получении кредитными кооперативами преимуществ некоммерческих организаций, включающих налоговые льготы, помощь доноров, безвозмездный труд добровольцев.
Эффект внешних и внутренних экстерналий, которые самом общем виде их можно определить как воздействия на третьи лица, не принимающих участие в рыночной сделке как продавцы или покупатели, и отнесение части издержек или выгод от сделки на их счет. К внешним экстерналиям можно отнести создание кредитными кооперативами конкурентных условий на местном финансовом рынке, особенно по отношению к ломбардам и представителям серого финансового рынка (ростовщикам), что повышает доступность финансовых услуг на местном рынке. Внутренние экстерналии проявляются в создании благоприятной предпринимательской среды среди членов кредитного кооператива, что положительно сказывается на развитии малого бизнеса в местном сообществе.
Особенности финансовой деятельность кредитных кооперативов могут создать конкурентные преимущества для кооперативных финансовых организаций на рынке финансовых услуг, что позволяет рассматривать кредитные кооперативы как эффективных поставщиков услуг микрофинансового аутсорсинга.
По нашему мнению, повысить эффективность государственной кредитно-финансовой политики поддержки малого предпринимательства, особенно на муниципальном уровне, смогла бы микрофинансовая система поддержки малого бизнеса, построенная на базе микрофинансового аутсорсинга, и включающая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации, в качестве ключевого элемента такой системы.
По данным Министерства экономического развития РФ в Санкт-Петербурге зарегистрировано более 110 тысяч микропредприятий. Из них более 50 тысяч осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, и более 10 тысяч в сфере производства, являющихся отраслями экономики, наиболее зависящими от наличия оборотных средств. Опыт деятельности кредитных кооперативов в Санкт-Петербурге, показывает, что настоящее время микропредприятия испытывают затруднения с получением краткосрочных заемных средств в размере до 300 тысяч рублей и сроком до 1 года. Причиной затруднений является сложность оформления документов на кредит, отсутствие у банков эффективных механизмов оценки платежеспособности микропредприятий, а так же высокие процентные ставки по кредитам. По предварительным оценкам, общая потребность санкт-петербургских микропредприятий в микрозаймах составляет более 15 миллиардов рублей.
В этой связи кредитно-финансовая поддержка микропредприятий является ключевым условием устойчивого развития данного вида малого бизнеса. Основными принципами кредитно-финансовой поддержки микропредприятий должны стать невысокая стоимость и доступность финансовых ресурсов. Реализуемая в настоящее время государственная политика кредитно-финансовой поддержки микропредприятий и малых предприятий через систему коммерческих банков и систему государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, не является достаточно эффективной.
В ходе реализации микрофинансовой поддержки через коммерческие банки возникает противоречие между основной предпринимательской целью деятельности коммерческих банков и общественным характером поддержки малого предпринимательства. Декларируемые коммерческими банками низкие ставки по кредитам не соответствуют полным издержкам, которые несут малые предприятия при оформлении и пользовании кредитом. В скрытые издержки при пользовании кредитом коммерческого банка входят оплата обязательного открытия расчетного счета и оплаты расчетно-кассового обслуживания, необходимость страхования залога в компании-партнере банка, необходимость оплаты услуг фирмы – оценщика залога, а так же другие обязательные услуги коммерческих банков и необходимость получения квалифицированной помощи при оформлении кредита, что может обойтись в 20-25% от суммы кредита. Кроме того, особенности государственного регулирования и операционной деятельности банков не позволяют им вести активное кредитование малых предприятий.
Кредитование малых предприятий со стороны государственных фондов поддержки малого предпринимательства отличается значительным количеством бюрократических процедур и требований. Кроме того, бюджетных средств, необходимых для осуществления эффективной кредитной политики, у фондов, как правило, не хватает. Так, реализуемая Санкт-Петербургским Фондом содействия кредитованию микрофинансовая программа в объеме 110 миллионов рублей может обеспечить микрозаймами в максимальном размере 600000 рублей не более 190 малых и средних предприятий.
Система микрофинансовой поддержки малых предприятий на базе микрофинансового аутсорсинга имеет следующие преимущества при реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства:
1. В настоящее время микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы имеют полную нормативно-правовую базу для микрофинансовой деятельности.
2. Контроль за деятельностью микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство финансов РФ.
3. Деятельность микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов способствует мобилизации свободных средств своих членов – граждан и организаций, что может содействовать увеличению количества финансовых ресурсов, используемых в рамках государственных программ кредитно-финансовой поддержки малых и средних предприятий.
4. Некоммерческие микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и не преследуют цели извлечения прибыли, что должно способствовать снижению издержек малых предприятий при получении микрозаймов.
По нашему мнению, развитие системы микрофинансовой поддержки малых предприятий на базе микрофинансового аутсорсинга позволит создать эффективную систему кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
2. Федеральный Закон от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»
3. Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская Газета URL: http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html (дата обращения: 28.03.2011)
5. Приказ Министерства экономического развития РФ №31 от 30 января 2009 года
6. Приказ Министерства экономического развития РФ №59 от 16 февраля 2010 года
7. Письмо ЦБ РФ от 24 мая 2005 г. N 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»
8. Трифонов А. Медведев подписал указ о создании мегарегулятора финансовых рынков // Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576. 04.03.2011 URL:http://www.vedomosti.ru/finance/news/1223907/medvedev_podpisal_ukaz_o_sozdanii_megaregulyatora_finansovyh (дата обращения: 22.05.2011)
9. Декларация саммита «Группы двадцати» в Сеуле 12 ноября 2010 года //Официальный сайт Президента РФ URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/768 (дата обращения: 22.05.2011)
10. Ширманова Т. Минэкономразвития расширит функции банковских агентов // Газета «Маркер» Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-38899 от 17.02.10 URL: http://www.marker.ru/news/4522#content (дата обращения: 22.05.2011)
11. Законопроект о национальной платежной системе может быть рассмотрен во втором чтении в мае 2011г. // Российское информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" 04.05.2011, Москва 13:25:58 URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20110504132558.shtml (дата обращения: 22.05.2011)
Современные проблемы менеджмента в контексте ноосферной парадигмы: теория и практика. Сборник материалов конференции кафедры Экономики и Менеджмента Смольного института РАО. СПб, Изд-во СИ РАО, 2011 – С. 182 – 197 ISBN 978-5-98709-374-0
|