Преподавание гуманитарных дисциплин студентам технических специальностей имеет ряд особенностей, одной из которых является различие между методами исследования и преподавания в технических и гуманитарных областях знаний. Широкое использование математики, формализация объектов изучения и закономерностей в технических дисциплинах формирует особый технический стиль мышления. Гуманитарные дисциплины, использующие описательные методы и интуитивные понятия, могут показаться студенту-«технику» недостаточно научными. В настоящее время для исследования в гуманитарных дисциплинах все шире используются математические методы и компьютерная техника. Однако их применение крайне ограничено и не затрагивает основные методы исследования гуманитарных дисциплин.
Современное состояние науки характеризуется развитием междисциплинарных подходов. Одним из них является синергетика - подход, исследующий закономерности в открытых сложных самоорганизующихся системах. Данный подход позволил найти общие закономерности и явления в физических, химических и биологических системах. Явления самоорганизации наблюдаются в сложных технических системах. Для развития данного подхода необходимо распространить результаты, полученные для физических, химических и биологических систем, на социальные, экономические и другие самоорганизующиеся системы, изучаемые гуманитарными науками. Полученные результаты должны послужить для развития синергетики и наук, в которых этот подход был применен. Значений синергетики в изучении развивающихся объектов можно сравнить со значением материалистической диалектики.
При изучении физики и других естественнонаучных дисциплин студенты-«техники» знакомятся с явлениями самоорганизации в технических системах. Подобные явления наблюдаются в социальных и экономических системах. Таким образом, может быть сформирован единый подход для изучения естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин.
Для применения идей и методов синергетики в качестве методологического и педагогического подходов в преподавании гуманитарных дисциплин необходимо:
ознакомление студентов с синергетикой как междисциплинарным подходом к исследованию в различных областях науки в рамках программы по философии;
привлечение студентов-«техников» к исследованиям в гуманитарных областях знаний с использованием методов синергетики;
использование аналогии в процессах самоорганизации в технических, социальных и иных открытых самоорганизующихся системах, изучаемых в гуманитарных дисциплинах;
использование понятий синергетики в гуманитарных дисциплинах.
Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе: Материалы межвузовской научно-методической конференции./ Спб. Издательство СПГУТД, 1997. - С. 35-36
|