Пока все абоненты жестко привязаны к своему сотовому оператору ID в виде номера телефона в мире технологий происходят изменения, которые через несколько лет перевернут модели услуг операторов с ног на голову. Давайте заглянем закулисы потребления и разберемся в предпосылках этих изменений и зарождающихся в телекоме трендах.
Технологии
Вот всего всего одно наблюдений. Появились устройства-пионеры с eSIM (embedded SIM в виде чипа 2*2 миллиметра). Этот чип поддерживает новые стандарты. Компания ARM встроила eSIM в свои мобильные процессоры — ждем линейку IoT или носимых устройств с ними. Google в Pixel 2, предлагает пользователю подключение к своему проекту Project Fi через встроенную eSIM, а приложение eSIM Manager от Google уже может управлять профилем оператора в приложении без привычной SIM-карты.
Т.е. с прогрессом eSIM абоненту очевидно станут доступны профили операторов (телефонные номера) без обязательного физического форм-фактора (привычной SIM-карты).
Технологические трансформации которые произойдут с проникновением eSIM:
Минимизация устройств и новые сферы применения IoT.
Поддержка индустриального стандарта MFF2.
Переход в парадигму always best connected или к UBER-модели потребления услуг мобильной связи.
Если посмотреть дальше, то сама Ассоциация GSM активно участвует в трансформациях мобильных технологий и моделей потребления услуг операторов. В 2015 году был принят стандарт Remote SIM provisioning, который по сути, зажег зеленый свет свободе подключений абонента и описал технологию переключений. Его суть в том, что по требованию пользователя в SIM-карту «по воздуху» может быть загружен профиль нового оператора в любой момент времени.
Бизнес трансформации
Интересно сделать прогнозы на изменения, которые грядут и как они повлияют на жизнь пользователя услуг, компаний и сотовых операторов. Очевидно, что Царем-горы станет наконец-то клиент с ID, не привязанным ни к одному оператору. Вокруг него будут выстроены не просто услуги мобильной связи, а конвергентные услуги, построенные в открытых OEM экосистемах пока сильно закрытыми сотовыми операторами и компаниями-поставщиками услуг. Говоря простым языком, одним кликом можно будет купить услугу связи и получить бонус от сервиса бронирования гостиниц, банка, прачечной или наоборот. Но это не точно.
Сотовые операторы, с одной стороны получат новые каналы дистрибуции трафика через мобильные маркет-плайсы провайдеров подписок, с другой конкуренция сильно подрастет из-за возможности безшовной смены оператора одним кликом.
Компании смогут интегрировать свои услуги в одном окне с услугами связи. Пока это могут себе позволить только операторы и хороший пример такой интеграции синергия МТС и МТС Банка.
Дома на десерт
В России нет экосистем, в которых возможно создать что-то похожее на проекты Google, но несмотря на это делаются попытки играть в UBER модели уже сейчас. Буквально сегодня стартовала история про «оператора операторов» от Easy4. В прошлом году компания Sim2m начала продажи SIM-карты c агрегацией услуг Б4. СomfortWay c 2016 продает туристический продукт без роуминга, который подключается в разных странах к локальным операторам в 200 странах мира. В целом неплохо.
Источник: https://habr.com/post/412961/ |