Государственная поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации является одним из направлений Национального проекта «Развития АПК». В статье представлена эволюция государственной политики в сфере кредитной кооперации с момента ее появления в Российской империи в середине XIX в. и до наших дней. Рассмотрены основные положения федерального и регионального законодательства о кредитной кооперации. Представлены механизмы государственного регулирования и поддержки кредитных кооперативов.
Government support of credit cooperation is a part of the national project «Agroindustrial complex development». The article studies the evolution of government policy concerning credit cooperation from the moment of its appearance in the Russian Empire in the mid-19th century and to the present. Federal and regional legislation on credit cooperation is examined. The mechanisms of government control and support of credit cooperatives are represented.
Реализация национального проекта «Развитие АПК», в котором сельскохозяйственной кредитной кооперации отводится важное место в развитии системы финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, делает актуальным исследование государственной политики в сфере сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Первое кооперативное учреждение мелкого кредита - ссудо-сберегательное товарищество - было создано в 1865 г. в селе Рождествено, Костромской губернии. К 1914 в Российской Империи существовала развитая система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации, включавшая в себя: законодательную базу в виде Положения об учреждениях мелкого кредита от 1895 и 1904 годов, орган государственного регулирования в виде Управления по делам мелкого кредита, механизм государственного кредитования кредитных кооперативов через Государственный банк, сберегательные и земские кассы. Кредитная кооперация (учреждения мелкого кредита) к 1917 году насчитывала более 16 тысяч кооперативов с 10,5 миллионов членов.
Кредитная кооперация была почти полностью уничтожена в годы революции и гражданской войны. После введения новой экономической политики (НЭП) руководство СССР приняло меры по воссозданию системы кредитной кооперации. Политика коллективизации привела к сворачиванию деятельности кредитных кооперативов. Кредитная кооперация была ликвидирована в ходе финансовой реформы начала 1930-х годов.
Деятельность сельской кредитной кооперации на федеральном уровне регулируется тремя законами: федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" №47 - ФЗ от 07 марта 1995 года, федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" №88 - ФЗ от 14 июня 1995 года, федеральным законом "О кредитных потребительских кооперативах граждан" № 117-ФЗ от 07 августа 2001 года.
В отдельных регионах приняты региональные законы о регулировании деятельности кредитной кооперации, например закон Волгоградской области «О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области» от 18 апреля 1997 г. №111-ОД и закон Саратовской области, принятый Саратовской областной Думой «О государственной поддержке прав и законных интересов кредитных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и потребительских обществ на территории Саратовской области» от 24 сентября 2001 г. № 37-ЗСО.
Действующее законодательство о кредитной кооперации характеризуется противоречиями с общегражданским законодательством, отсутствием научной обоснованности, необоснованными ограничениями деятельности кредитных кооперативов по сравнению с частными финансовыми организации, и, кроме того, данное законодательство не соответствует современному уровню развития кредитной кооперации.
Законодательная база должна состоять из гармоничного сочетания общегражданского и специализированного законодательства по кредитной кооперации, должны отсутствовать противоречия с налоговым, банковским и бюджетным законодательством. По нашему мнению, законодательство должно предусматривать кооперативную идентичность кредитных кооперативов, то есть соответствие целей и видов деятельности кооперативным принципам, принятым Международным кооперативным альянсом. Законодательство о кредитной кооперации должно создавать равные правовые условия для экономической деятельности на финансовом рынке государственных, частных и кооперативных финансовых организаций. Ограничения в деятельности кредитных кооперативов, должны исходить из интересов членов кредитных кооперативов и быть сбалансированы дополнительной поддержкой или льготами со стороны государства. В настоящее время необходимо принять федеральный закон “О кредитной кооперации”, проект которого прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. На региональном уровне целесообразно принимать законы о защите прав и законных интересов членов кредитных кооперативов.
Текущее регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляют Министерство Финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по антимонопольной политике. Кроме того, региональным законодательством регулирующими функциями наделены отдельные региональные органы исполнительной власти. В настоящее время функциями регулирующих органов являются – контроль за соблюдением кредитными кооперативами действующего законодательства и мониторинг деятельности кредитных кооперативов. По нашему мнению органам исполнительной власти необходимо разработать и принять ряд нормативных актов имеющих обязательный и рекомендательный характер, в том числе примерные учредительные документы кредитных кооперативов, примерные правила проведения операций в кредитных кооперативах и регламент деятельности органов управления кредитных кооперативов, а так же финансовые нормативы деятельности кредитной кооперации. Так же необходимо сформировать процедуру приема и рассмотрения заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам кредитной кооперации.
Формой государственного регулирования кредитной кооперации является саморегулирование деятельности кредитной кооперации, которая обладает свойствами самоорганизации и саморегулирования. В соответствии с действующим законодательством, органы саморегулирования обладают полномочиями проведения инспекторского мониторинга деятельности кредитных кооперативов, входящих в систему саморегулирования, а также предъявлять иски в суд, в арбитражный суд в интересах членов кредитных кооперативов и их союзов в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В качестве составных частей саморегулирования можно рассматривать введение системы обязательного аудита деятельности кредитных кооперативов, а также создание системы добровольной сертификации деятельности кредитных кооперативов в соответствии с федеральным законом “О техническом регулировании” №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.
На Северо-западе России были приняты и реализованы несколько региональных государственных программ поддержки кредитной кооперации. В качестве примера можно привести реализацию с 2003 по 2005 год в Ленинградской области Региональной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства на период 2003-2005 годы», в составе которой выделена отдельная подпрограмма развития системы взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Основной целью было формирование сети кредитной кооперации, объединяющих, в частности, сельских предпринимателей и фермеров. В ходе реализации подпрограммы был создан областной центр кредитной кооперации, занимающейся информационно-консультационным обеспечением фермеров по вопросам взаимного кредитования, проводилось обучение фермеров вопросам взаимного кредитования.
Государственная поддержка осуществляется путем административной и ресурсной поддержки со стороны государственных органов. К формам и методам государственной поддержки можно отнести разработку и принятие целевых государственных программ поддержки и развития кредитной кооперации, разработку и принятие в виде подпрограмм или мероприятий по поддержке кредитной кооперации как отдельных направлений в составе целевых государственных программ поддержки сельского хозяйства. Можно выделить следующие направления поддержки кредитных кооперативов - создания благоприятных условий для деятельности кредитных кооперативов, подготовка кадров для кредитных кооперативов, информационно-консультационная поддержка кредитных кооперативов.
Важным элементом государственной поддержки кредитной кооперации является создание равных условий деятельности на финансовом рынке для кооперативных и частных кредитных организаций. По нашему мнению, постепенно, в соответствии с ростом кредитных кооперативов, нужно разрешить проведения кредитными кооперативами отдельных банковских операций – ведение расчетных счетов, осуществление расчетов и других, необходимых для членов кооперативов. Кредитные кооперативы необходимо включить в систему обязательного страхования вкладов, так же установить равные условия для налогообложения вкладов в кредитных кооперативах и коммерческих банках.
Эффективной формой государственной поддержки кредитной кооперации является ресурсная поддержка. Основные формы ресурсной поддержки регулируются бюджетным законодательством и могут быть в виде субсидий, субвенций, государственных займов, государственных гарантий и государственных инвестиций. По нашему мнению целесообразно выделение заемных средств кредитным кооперативам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; прямая финансовая или иная материальная помощь кредитным кооперативам от фондов, агентств или институтов социально-экономического развития; создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков).
Известия российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. №21 (51) Аспирантские тетради. Санкт-Петербург. 2007 г. С. 57-59.
Размещено на elibrary.ru
Размещено на cyberleninka.ru
|