Переход на международную двухуровневую систему высшего образования (с присвоением квалификации бакалавр и магистр), а так же сокращение срока получения высшего образования по программе бакалавр до четырех лет, по сравнению с отечественной системой подготовки специалистов в течение пяти и более лет, требует повышения практической подготовки выпускников-бакалавров. При разработке нового поколения стандартов высшего профессионального образования предусмотрено обязательное участие работодателей. По информации министра образования и науки РФ А. Фурсенко методика работы с работодателями по разработке стандартов профессионального образования полностью отлажена. Так в 2007 - 2008 годах с участием ведущих работодателей в высшем образовании разработано по 145 преемственных стандартов бакалавриата и магистратуры, а также 10 стандартов - уровня магистратуры, а в 2009 году запланирована разработка 25 преемственных стандартов бакалавриата и магистратуры.
Президент РФ Д. Медведев призвал Правительство РФ как можно быстрее внести в Государственную Думу РФ законопроект о малых предприятиях при вузах и научных институтах, который призван способствовать внедрению инновационных разработок и созданию новых рабочих мест для студентов и сотрудников вузов. Создание малых предприятий при вузах должно способствовать усилению практической подготовки студентов.
В СССР обучение специалистов с высшим техническим образованием путем совмещения теоретической и практической подготовки было организовано на заводах-втузах, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий для подготовки инженеров из числа работников данного и других близких по профилю предприятий. Теоретическое изучение специальных технологических и конструкторских дисциплин были органично связаны в специально разработанных программах инженерно-производственной подготовки на базовых предприятиях, где студентами обеспечивался последовательный переход к производственной деятельности по цепочке: ученик рабочего, квалифицированный рабочий, техник, помощник мастера, инженер-стажер. Теоретическая подготовка студентов гарантировалась высокой квалификацией педагогических кадров и государственными стандартами объемов фундаментальных и специальных дисциплин, а производственная - не только специальными заданиями, но и полноправным положением учащихся на заводе - штатной должностью и заработной платой, специальной стипендией, учетом рабочего стажа, льготами заводских работников. Деятельность заводского втуза оказывало положительное воздействие на скорейшее внедрение новейших достижений науки и техники в производство. Дипломные проекты выпускников завода-втуза были непосредственно связаны с потребностями конкретных цехов и участков завода.
Многие американские и европейские университеты активно создают условия для участия преподавателей и студентов во внедрении научных разработок в производство и бизнес. Примером успешного внедрения научных разработок в бизнес может служить история компании Google. Так результаты диссертационного исследования двух аспирантов Стенфордского университета Сергея Брина и Ларри Пейджа позволили создать одну из ведущих компаний в сфере информационных технологий.
В результате экономических преобразований в 1990-х годах в России произошло структурное изменение экономики. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в отечественной экономике и повышение доли сектора услуг в общем объеме производства требует изменения форм и методов подготовки специалистов с высшим образованием. По нашему мнению эффективной формой подготовки экономистов и других специалистов сферы управления и сервиса в системе университетского комплекса может стать учебная фирма (английские названия – practice firm, fictitious firm). Она представляет собой имитационную модель реальной фирмы, в которой деньги и ресурсы реально не существуют, но присутствуют в документах и требуют принятия управленческих решений. Учебная фирма моделирует деятельность настоящего предприятия и выполняет все свойственные ему функции. Организационная структура учебной фирмы включает различные отделы и должности, для проведения учебной деятельности фирме должен выделяться отдельный "офис" с организационной техникой и необходимым оборудованием. Студенты в процессе обучения в учебной фирме фактически должны выполнить все действия, которые выполняет менеджеры и сотрудники реальных предприятий, но подстрахованы от ошибок тем, что ценности, которыми они распоряжаются, не имеют реальной стоимости. Учебная фирма может вступать в деловые отношения с другими учебными фирмами (созданными на базе других учебных заведений) и с организациями внешней среды (налоговой инспекцией, банками и т. д.), которые создаются образовательными организациями на уровне города или страны.
Организация учебных фирм получила широкое распространение в Австрии и в Германии в 1990-х гг. Там учебные фирмы были постепенно интегрированы во все уровни образовательного процесса: в среднем профессиональном, высшем образовании, в учреждениях по переобучению персонала. В дальнейшем эта методика обучения стала распространяться и в других странах, в результате чего была создана Европейская сеть учебных фирм Европен. Сейчас в данной сети участвует более 5500 учебных фирм из 42 стран. Развитие средств связи и телекоммуникаций позволило связать учебные фирмы разных стран и континентов в одну виртуальную сеть. Это открывает большие возможности в обучении международному бизнесу. Периодически проводится международная ярмарка учебных фирм, которая организована по тем же принципам, что и обыкновенная бизнес-ярмарка: отдельная учебная фирма может заказать себе стенд и выставить свою продукцию.
На наш взгляд концепция виртуальной учебной фирмы имеет один серьезный недостаток — отсутствие реальной деятельности. Такая фирма не может научить студентов предпринимательству и практике ведения реального бизнеса. Виртуальная фирма может создать у студентов иллюзию в том, что основное время своей деятельности предприниматель тратит на подготовку и оформление документов. Так как все деловые партнеры учебной фирмы заранее предопределены, в процессе работы учебной фирмы не удается создать атмосферу реальной конкуренции и рыночного взаимодействия между фирмами. Даже закон спроса оказывается недействующим - объемы производимых и продаваемых товаров и услуг находятся под строгим контролем Центрального офиса учебных фирм.
По нашему мнению в системе университетского комплекса необходима организация учебных фирм на базе реальных предприятий. Так в системе университетского комплекса учебные фирмы можно создать на базе:
предприятий, осуществляющих научную, внедренческую и инновационную деятельность;
предприятий, составляющих учебно-производственную инфраструктуру университетского комплекса и осуществляющих деятельность в таких сферах как информационные технологии, клининг, безопасность, техническое обслуживание университетских зданий и другие виды деятельности;
предприятий, составляющих социальную инфраструктуру университетского комплекса, в которую могут входить кредитные кооперативы, кейтеринговые компании, организации осуществляющие деятельность в сфере организации досуга, культурных мероприятий, спортивных услуг.
Производство и реализация реальных товаров и услуг позволило бы студентам получить практические навыки предпринимательской деятельности в реальных условиях, связанных с началом предпринимательской деятельности и ведением бизнеса, получить представление о реальном рынке. Учебная фирма на базе малого предприятия может быть реально зарегистрирована, иметь дело с реальной налоговой инспекцией, реальным спросом и другими реальными условиями предпринимательской деятельности. Даже если объемы продаж и заработки в учебной фирме были бы незначительными, но все организационные процессы и проблемы могли бы быть настоящими. Таким образом, работа в учебной фирме могла бы создать у студентов мотивацию для получения знаний по экономике, маркетингу, финансам, бухгалтерскому учету и другим экономическим дисциплинам. Методика обучения с использование учебной фирмы может предусматривать проведение учебной практики, стажировки по специальности. Студенты смогут оформляться на работу в учебную фирму, на них можно завести трудовые книжки, время обучения в учебной фирме может включаться в трудовой стаж.
Для организации учебных фирм на базе реальных предприятий необходима разработка новых методов обучения, а так же внесение изменений в структуру учебных дисциплин и организации учебного процесса. Для организации деятельности учебной фирмы в системе университетского комплекса могут использоваться такие методы работы как аутсорсинг, аутстаффинг, создание совместных предприятий с российскими и зарубежными компаниями.
По нашему мнению организация учебных фирм в системе университетского комплекса может повысить качество практической подготовки специалистов.
Использованная литература:
1. Медведев Д. Законопроект о малых предприятиях при вузах должен быть принят как можно скорее. [Электронный ресурс] http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&sid=8837&ntype=nuke
2. Материалы к выступлению А. Фурсенко на заседании "Правительственного часа" в Государственной Думе 8 мая 2009 года. [Электронный ресурс] http://mon.gov.ru/press/news/5360/
3. Вайз Дэвид, Малсид Марк. Google. Прорыв в духе времени. – М.: Эксмо, 2007 – 368 с.
4. Центральный офис учебных фирм России. [Электронный ресурс] http://www.cotfor.ru/
5. Сеть учебных фирм Европен. [Электронный ресурс] http://cms.europen.info/
Университетский комплекс – форма инновационного развития образовательных учреждений. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции 19 июня 2009 г. Том I РИО СПбГУСЭ, Санкт-Петербург, 2009 г. С. 127-131
|